Студенты Набережночелнинского государственного педагогического института смотрят на одиночество как на социально-психологическое явление. Их проекты “Другая жизнь”, “Благодарение”, “Университет третьего возраста” направлены на решение проблемы одиночества пожилых и очень юных. На прошлой неделе в стенах вуза они рассказали о результатах своей работы депутатам Госсовета РТ, участницам парламентского объединения “Мэрхэмэт”.
– Есть люди, которых не заметишь на улице, но они одиноки, очень нуждаются в любви и поддержке. Социализировать их должны и те, кто учится в педагогических вузах. Проблему одиночества должно решать не только общество, но и власти. Мы бы хотели, чтобы на законодательном уровне были приняты какие-то меры, чтобы помочь одиноким людям, – так начали студенты НГПИ разговор с депутатами Госсовета. – Мы хотим, чтобы дети не сдавали родителей в дома престарелых, чтобы родители не бросали своих маленьких детей, чтобы все чтили героев и ветеранов.
Все наши проекты касаются проблем одиночества разных слоев общества: возрастных и социальных… Мы рады помочь всем, кто в этом нуждается. Но важно понять: семья – единое целое, где все должны помогать друг другу, и тогда среди нас не будет одиноких людей. Пусть лучше не будет наших проектов, лишь бы не было проблем социального одиночества.
Если б молодость знала, если б старость могла
НГПИ – уникальный институт. “Ни в одной стране мира нет университета внутри института, а у нас есть – 500 студентов учатся в Университете третьего возраста, где преподают наши студенты”, – сказала ректор Файруза Мустафина, участница объединения “Мэрхэмэт”. Она призналась, что начать проект побудила забота не столько о старшем поколении, сколько о выпускниках института, которые, придя работать в школу, часто покидают ее через год-другой по причине того, что “возрастные” учительские коллективы раздражает их неопытность, независимость. Проект был начат с целью научить молодых учителей контактировать со старшим поколением, адаптировать их к будущей профессии…
Результат превзошел ожидания.
Студент Ильназ Гайнетдинов ведет занятия на факультете педагогики и психологии. Он рассказал, что поначалу были сомнения, станут ли пожилые люди “слушаться” молодых преподавателей, смогут ли студенты научить чему-то людей опытных. Опасения оказались напрасными.
Если в 2008 году подали заявки на обучение 131 пенсионер, то сегодня от желающих учиться в Университете третьего возраста нет отбоя. На семь бесплатных факультетов начинают записываться по окончании учебного года, многие посещают занятия сразу на нескольких:
– Утром одного студента можно видеть на факультете иностранных языков, в обед – на информатике, вечером – на факультете творчества. Такие они у нас активные!
Ильназ представил исследование, социальную значимость которого высоко оценили на Ломоносовских чтениях в МГУ. Это неудивительно: проект возлагает новые социальные роли на людей, уже утративших трудовую активность, формирует новую среду общения, ценностную ориентацию – в итоге защищает пожилых от одиночества.
– Один студент сказал мне: “Проблема человечества заключается в том, что старость знает, но не может, а молодость может, но не знает”. Но сошлись во мнении, что у нас в институте молодость может и знает, а старость знает и может. Мы даем им новые знания, они делятся с нами своим опытом.
– Контакт поколений получился, всем все понравилось, иногда даже непонятно, кто кого учит, – улыбается Файруза Мустафина. – Моя самая большая мечта, чтобы наши парни и девушки пошли в школы, – они образованны, активны, многое в жизни понимают. Это будут настоящие, хорошие учителя.
Добрология – это наука плюс живое сердце
Трудный ребенок. Какие у вас ассоциации с этим словосочетанием?.. Ляйсан Фатихова, студентка педагогического факультета, понимает так: “Трудный ребенок – это тот, которому в жизни трудно”. Улавливаете? Не тот, с кем трудно, а тот, кому трудно. Вот тут и пришло на ум слово – не “социолог”, а “добролог”! Не знаю, есть ли такое в обиходе, но его подсказал ход мысли девушки.
– Проект “Другая жизнь” работает два года, в нем задействованы 42 студента двух факультетов – педагогического и дошкольного образования, – рассказывает Ляйсан. – Под опекой 59 детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
Когда мы начинали проект, направленный на профилактику безнадзорности детей, не предвидели, с чем столкнемся. Они знают жизнь больше, чем мы, благополучные студенты, но, к сожалению, не с лучшей стороны. Дети группы риска предоставлены самим себе. Многие замкнуты, нерешительны.
Они уверены, что никто им не подаст руки в трудный момент. Скрывают эмоции, привыкли никому не доверять. Не понимают, почему это чужие люди вдруг проявляют о них заботу. Мы стараемся показать, что мир не такой, каким он им представляется, что в нем есть добро, любовь, сочувствие, взаимопомощь. Мы даем понять, что они не одни, что они нужны городу, стране.
Сегодня студентам есть чем гордиться – их подопечные за год не совершили ни одного преступления. Многие ходят в спортивные секции, занимаются в кружке “Актерское мастерство”, клубе любителей музыки, в литстудии при институте, у них налаживаются отношения с родителями, учителями, одноклассниками. За этим стоит большая работа с каждым подростком. Проводится она в тесном взаимодействии с родителями, учителями, правоохранительными органами. Студенты составляют карты семей, психологические портреты детей, знакомятся с работой инспекторов и психологов, проводят акции по сбору материальной помощи, ходят на концерты, в кино вместе с подопечными.
– Мы видим положительную динамику, дети нам доверяют, стремятся узнать о нас больше, хотят работать с нами, это главное, – резюмирует Ляйсан.
Что тут скажешь? Добрология – она и есть добрология, и выводы этой науки верные и добрые. Депутат Госсовета Валентина Липужина посоветовала студентам связать этот проект с двумя другими, касающимися пожилых. Пусть “трудные” дети участвуют в них, пускай не только получают помощь со стороны других, но и помогают сами.
Дельно. Один поэт призывал помнить: “Что завещал нам Исайя?.. Или спасешься, спасая, или погибнешь, губя”…
Нехорошо быть человеку одному
Так написано в Книге Бытия…
Проект “Благодарение” направлен на преодоление одиночества ветеранов-педагогов. Здесь много и объяснять не надо. Это помощь людям, воспитавшим не одно поколение, но оставшимся в старости забытыми и одинокими. Помощь им оказывается самая разная – от покупки лекарств до издания сборника о лучших работниках системы образования Набережных Челнов. “Это хороший, результативный проект, – сказал студент Леонид Тетегин. – Сначала ветераны нас не пускали домой, не веря в искренность помыслов, а потом мы стали близкими людьми. Они дарят нам свой опыт и мудрость, а мы делаем для них все, что можем”.
Направляя свои душевные и прочие силы на помощь одиноким людям большого города, студенты не забывают и о тех, кто рядом.
Студент Александр Лесников сообщил:
– У моей однокурсницы есть сын Илья. Мы узнали, что он болен, – ДЦП. И решили помочь. Всем институтом собрали деньги на операцию и билеты.
Поднялась юная мать с очаровательным ребенком на руках. Ректор института извинилась перед ней, что деньги передают публично, хотя какой в том грех?.. Людмила Кузьмина, руководитель депутатской группы “Мэрхэмэт”, тут же попросила передать конверт, и он, переходя из рук в руки, пополнился.
В завершение встречи депутат Гузяль Еремеева обратилась к студентам с такими словами:
– Через несколько лет придет ваше время. Вряд ли законодательными актами мы можем привить обществу более высокую мораль. Есть много законов, которые не работают. Если вы будете вносить в жизнь обычаи, о которых сказали в начале встречи, чтобы они прижились и распространились, тогда и законодательной власти легче будет реализовать законы – они попадут на сдобренную почву и будут произрастать и работать. Знаете, Екатерина Вторая в свое время сказала: “Плоха та политика, которая хочет изменить то, что не переменят обычаями”. Вы – наше будущее. Мы очень надеемся на вас.