Кажется, финишировала наконец “эпохальная киноэпопея” по центральному телевидению под названием “Школа”. На 69-й серии. Об этом было объявлено на ток-шоу Андрея Малахова “Пусть говорят”, в ходе которого состоялось обсуждение фильма.
Получилось оно бурным, да и не могло быть иным, поскольку речь в фильме – о сегодняшней школе. Хотел написать “нашей школе”, но язык не поворачивается называть показанную школу нашей. Хотя готов отчасти согласиться с теми участниками обсуждения, кто утверждал, что многое из показанного соответствует нынешней действительности, что школьники, мол, сегодня таковы: сильно продвинутые по части наркотиков, взаимоотношений полов в ущерб знанию классической русской литературы, воспитанности, общей культуре… Допускаю, что это так, но поверить, что в школе сегодня преобладают сплошь и рядом пошлость, хамство и разврат, как это вытекало из увиденных мной серий (до конца посмотреть сериал не хватило моральных сил), не могу и не хочу. В силу того, что большую часть жизни сам проработал педагогом, обучая в течение многих лет детей в кружках технического творчества, которые успешно функционировали в советские времена в большинстве районов Казани.
Часть участников обсуждения, которых, на мой взгляд, было меньшинство, защищая фильм, уверяла, что он снимался и демонстрировался с целью привлечения внимания к острым проблемам школьного воспитания. Готов согласиться, но для этого, по-моему, вполне хватило бы нескольких серий для отражения сути этих проблем с последующим квалифицированным, с участием авторитетных, умудренных в сфере образования и воспитания людей, “разбором полетов”.
Хорошо понимаю, что не все школы такие, какую показали в сериале, знаю, есть сегодня у нас в Казани, республике школы, лицеи, колледжи, где усилия педагогов направлены, и во многом эффективно, на воспитание в подопечных развитой гармоничной личности с глубоким знанием предметов, необходимых для будущей профессии. Слышу заявления Президента России Д.Медведева о намерении создать в стране современную “новую школу”, которая должна отвечать всем вызовам нынешнего XXI века. Вот бы телевидению и взяться за активную поддержку этой идеи, пропагандируя и культивируя больше хорошее и поучительное, имеющееся в школах, чем массированный негатив, преподнесенный сериалом “Школа”. Я полностью разделяю мнение специалистов, что роль современных информационных технологий в формировании массового сознания, стереотипов поведения исключительно велика. Прежде всего, роль кино и телевидения. Роль эта может быть как положительной, формирующей понятия нравственности, долга и чести, так и сугубо отрицательной, разрушающей личность, в первую очередь души малолетние, неокрепшие. У меня складывается впечатление, что власти предержащие, занимая позицию невмешательства в транслируемое сегодня телевидением (“Рынок все рассудит!”), просто потакают его разрушительной роли…
Говорят, старикам всегда кажется, что в пору их молодости и вода была вкуснее, и люди совестливее и отзывчивее – словом, все было лучше… Ну все не все, а советская школа в массе своей, по моему убеждению, была явно лучше. Не знаю, что будут вспоминать через десятилетия учащиеся телевизионной “Школы”, а мне, учившемуся в 50-60-е годы, и сейчас приятно вспоминать свою школу, которая поныне стоит на тихой улочке Достоевского в окружении больших теперь деревьев. Это была школа, а теперь гимназия №28.
Самое главное, что делало ее хорошей, – это учителя, преданные делу, любящие и знающие детей. И тон задавали педагоги-мужчины, бывшие фронтовики, для которых школа была еще одним фронтом – фронтом борьбы за детей, за будущее страны. Это завуч, он же парторг, он же и историк, Евгений Петрович Дряхлой, военрук, знаменитый не только в районе, но и в городе преподаванием своего предмета, Михаил Михайлович Шолохов. Работали в школе и пожилые учителя, чуть ли не с дореволюционным стажем, поэтому атмосфера в школе была деловая, строгая и, я бы сказал, классическая. С первого класса здесь учили правилам хорошего поведения: здороваться, снимать головной убор при входе в школу, не бегать и не кричать в классах и коридорах, уважительно относиться к старшим. Все это стало нашей привычкой на всю жизнь.
Все школьные новости освещал свой радиоузел: дикторы-сверстники коротко рассказывали, комментируя тот или иной случай из школьной жизни. После уроков в школе работали (бесплатно) всевозможные кружки и даже…театр. Да! Самый настоящий школьный театр под руководством учителя русского языка и литературы Валентина Константиновича Халявина. Мы на его сцене ставили собственные инсценировки популярных коротких рассказов – от чеховских “Хамелеона” и “Хирургии” до “Мухи Цокотухи” К.Чуковского. Столько было смеха, столько переживаний!
Книг в те далекие годы было мало, и читали мы все подряд жадно и много. Вечерами старшеклассники занимались в кружках художественной самодеятельности клуба им.Маяковского завода №230. Завод этот был рядом и шефствовал, помогая школе вести учебные мастерские. Там мы постигали азы столярного и слесарного дела под присмотром строгих мастеров: с упоением пилили, строгали, шкурили, получали первые трудовые навыки и умения.
Более полувека прошло с тех пор, многих наших школьных учителей уже нет на свете, а имена и образы их живут в благодарной памяти моего поколения. Ибо учили они нас быть людьми трудолюбивыми, совестливыми и неравнодушными.
Юрий СЕРГЕЕВ, ветеран педагогического труда