Книга отзывов или филькина грамота?

Газета живет своими читателями. И мы гордимся, что в редакцию ежедневно поступают десятки просьб, предложений, пожеланий и других сигналов от читателей.

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Газета живет своими читателями. И мы гордимся, что в редакцию ежедневно поступают десятки просьб, предложений, пожеланий и других сигналов от читателей. Люди обращаются по телефону, пишут письма, передают сообщения по сети Интернет. В этом потоке сложно вычленить что-то главное, и все-таки мы обратили внимание на то, что увеличилось число жалоб и претензий наших читателей к работе розничной торговли.

Немало сигналов в последнее время поступает из Буинского и Балтасинского районов. Причем на замечание сотрудника редакции одному читателю из Буинска о том, что на плохую работу магазина можно пожаловаться через книгу отзывов и предложений, он ответил: это бесполезно – данный вроде бы официальный документ давно превращен в магазинах района в филькину грамоту.

Так ли это на самом деле? Чтобы ознакомиться с ситуацией на месте, группа журналистов газеты выехала в два названных района с рейдом по торговым точкам.

Прежде всего отметим, что, согласно правилам, книга отзывов и предложений в любой торговой точке должна находиться в свободном доступе для посетителей в “Уголке покупателя”. Этот документ должен быть прошнурован и опечатан. Страницы книги необходимо пронумеровать и указать дату ее заведения. Заметим, что эти требования должны быть азбучной истиной для любого продавца за прилавком.

Первым продуктовым магазином, который встретил нас в Буинске на въезде со стороны Казани, оказался “Меридиан” на улице Космовского. Здесь помятого вида книга отзывов и предложений была недоступна для покупателя, так как уголок этого самого покупателя находился по ту сторону прилавка. Нумерация страниц в книге отсутствовала.

В кафе “Узбечка”, расположенном по соседству, вместо книги отзывов и предложений нам подали обыкновенную ученическую тетрадь. Ни о какой шнуровке, нумерации страниц и печатях здесь не было и речи.

В находящемся на этой же улице магазине “Энже” продавцу, чтобы добраться до книги отзывов, понадобились немало времени и наша помощь – “Уголок покупателя” был плотно заставлен витриной с товаром, которую пришлось отодвигать. Документ на поверку также таковым не являлся. Немудрено, что из-за месторасположения книги в нее с октября 2005 года не была занесена ни одна запись. То же состояние этого документа было зафиксировано в магазинах “Старгород” и “Дияр”. А в торговой точке “Изумруд” села Мещеряки, что близ Буинска, книги отзывов и вовсе не оказалось.

Не лучшая ситуация нас ожидала и в Балтасинском районе. В магазине “Ялтра” на въезде в поселок “Уголок покупателя” был расположен так, что продавцу пришлось искать стул, чтобы достать необходимый документ. Он был оформлен с теми же нарушениями, что и книги отзывов в Буинском районе. А в магазине “Рамиль”, что у автовокзала, “Уголок покупателя” находился и вовсе под потолком… Говорить о правильности оформления книги здесь было излишне.

Но особенно поразил супермаркет “Нур” в центре поселка, расположенный рядом с администрацией населенного пункта. Там работники торговли книгу отзывов так и не нашли, зато представили две аккуратно оформленные тетради для проверок торговой точки чиновниками.

В итоге, объездив более десятка магазинов и точек общепита в двух районах, нам не удалось найти ни одной книги отзывов и предложений, которая была бы оформлена согласно всем правилам.

Необходимо отметить, что главным и практически единственным документом, через который потребитель может обратиться с жалобами (или, наоборот, с благодарностью), вообще как-то апеллировать к продавцам, администрации торговой точки, надзорным инстанциям, является книга отзывов и предложений. Поэтому значение документа сложно переоценить. И, наверное, не стоит объяснять, что из книги, которая не имеет нумерации страниц и не прошнурована, недобросовестный продавец может всегда нежелательный отзыв изъять.

Между тем, не являясь специалистами по правилам торговли, мы попутно отметили и массу других нарушений правил торговли. Это невыдача чека при покупке ввиду отсутствия кассового аппарата; строительные работы в помещении, где ведется торговля продуктами; сваленные в кучу сахарный песок, мука и там же – грунт для цветов; продающиеся в одном отделе мясные полуфабрикаты и в нем же – стиральные порошки и другая бытовая химия…

На прилавках магазинов Балтасей бросилось в глаза также и значительное – в несколько раз – преобладание завезенной в республику водки из других регионов над произведенной в Татарстане. И это под разговоры о том, что необходимо активнее поддерживать собственного производителя…

Невольно возникает вопрос: почему при наличии у местной власти районов всех необходимых административных рычагов и надзорных функций покупатель фактически остается один на один с работниками торговли и даже не имеет возможности говорить с человеком за прилавком на равных, так как единственный законный документ, с помощью которого это можно сделать, по меткому выражению нашего читателя, здесь превращен в филькину грамоту?

Ренат БИКМУЛЛИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще