Здесь стены дышат поэзией

С момента открытия первой очереди музея в 1995 году его первый этаж пустовал. К тому же весной его подтапливало.

Автор статьи: Надил ГИМАДЕТДИНОВ

“С момента открытия первой очереди музея в 1995 году его первый этаж пустовал. К тому же весной его подтапливало. Осваивать нижнюю половину дома я начал лишь после выхода на пенсию в 2002 году – нужно же было довести начатое когда-то самим дело до конца”, – говорит Ринат Фазлиахметов и раскрывает передо мной двери своего детища – музея литературы и искусства Арского района.

Не ошибусь, если скажу, что Ринат Ахметгалиевич, который встречает в эти дни свое 70-летие, – личность известная не только в Арском районе, но и в республике. При этом кто-то, высоко оценивая его глубокие познания в истории края, с уважением называет его “живой энциклопедией”, кто-то даже именует министром культуры района. Сам же юбиляр считает себя неофициальным библиографом, краеведом и патриотом всего Заказанья.

Шутка ли, только за последние 7-8 лет он по крупицам собрал сведения о 50 просветителях, 70 писателях и около 100 деятелях искусств, вышедших из Арского района. Сейчас занимается составлением реестра известных личностей Атнинского, Кукморского, Балтасинского и Сабинского районов. Причем делает это все по велению сердца.

– Если нахожу интересующую меня информацию, сразу же ее записываю, – говорит Ринат Фазлиахметов. – На потом ничего не откладываю, так как со временем данные могут затеряться. Не знаю, сколько мне Бог отвел еще жизни, но моя цель – создать наиболее полный сборник знаменитостей Заказанья, подтолкнуть ученых и общественность республики к изучению истории, просветительства, культуры и искусства нашего края – колыбели татарского языка.

О своих планах на будущее Ринат Ахметгалиевич рассказывает, попутно знакомя меня с экспозицией музея, который состоит из литературного отдела и отдела искусства.

Первый из них занимает весь верхний этаж бывшего купеческого дома. Внимание привлекает мемориальный зал, расположенный в комнате, в которой, по словам Рината Фазлиахметова, в 1925-29 годах работал будущий классик и аксакал татарской литературы Гумер Баширов. В 20-е годы прошлого столетия в здании музея (оно было построено в 1886 году) располагалась кантонная милиция, где Гумер Баширов трудился оперуполномоченным уголовного розыска. О милицейском прошлом народного писателя здесь напоминают лишь несколько вещей, а основной акцент сделан на его творческую деятельность. Поэтому в комнате можно увидеть его рабочий стол, за которым он, наверное, писал свои знаменитые романы “Сиваш” и “Честь”, а также костюм, чайный стол и книги.

Рядом выставлены фотодокументы, письма, рукописи и книги писателей – участников Великой Отечественной войны Усмана Бакирова, Анаса Галиева и Мустафы Нугмана.

Еще в одном зале литературного отдела установлены экспозиции, посвященные Махмуту Галяу, Сибгату Хакиму, Гарифу Ахунову, Мухаммету Магдееву, Диасу Валееву и другим видным уроженцам Арского края.

Отдельный зал на верхнем этаже музея литературы и искусства отведен под фотодокументы, книги и личные вещи знаменитых просветителей Габденнасыра Курсави, Шигабуддина Марджани и Шамсутдина Культеси. Посетителям также предлагаются материалы, посвященные жизни и деятельности великого татарского поэта Габдуллы Тукая и классика татарской драматургии Галиаскара Камала.

Спускаемся в цокольный этаж музея, где расположен отдел искусства. Здесь можно узнать о заслуженной артистке РСФСР, народной артистке ТАССР Нагиме Таждаровой, народных артистах РТ Шамиле Ахметзянове, Гульзаде Сафиуллиной, Айдаре Файзрахманове и многих других.

– Сегодня музей располагает около тремя тысячами различных экспонатов, ярко представляющих культуру Арского края, но все из них выставить в залах одновременно мы не можем из-за нехватки площадей, – замечает Ринат Фазлиахметов.

Он давно уже мечтает о расширении “своих владений”. Даже подготовил проектно-сметную документацию будущего пристроя к музею. Для претворения в жизнь задуманного нужны немалые деньги, которых у музея пока нет. Вся надежда на наступление лучших в финансовом отношении времен…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще