Москва, Кремль, 10 мая 1963 года. В центре снимка – Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев. Рядом с ним маршал Евгений Савицкий, конструкторы, летчики-испытатели.
Эту редкую фотографию прислал в редакцию ветеран авиации Рашид Ибрагимов из Казани. Редкую даже не потому, что на ней запечатлен будущий генсек страны, еще в расцвете сил и всего с одной “геройской” звездочкой. На заднем плане, во втором ряду, – сразу несколько известных летчиков-испытателей, чьи фото не принято было выставлять на всеобщее обозрение. Крайний справа в этом ряду – наш земляк казанец Алексей Гордеев.
Протокольное фото на память было сделано сразу после того, как Леонид Ильич вручил награды и знаки отличия приглашенным в Кремль. Гордеев получил из рук Брежнева знак “Заслуженный летчик-испытатель СССР”, который заработать было даже сложнее, чем боевой орден. Только перечисление типов самолетов, на которых Алексей Иванович поднимался в воздух, занимает в его летной книжке целых три страницы. Все в полном соответствии с поговоркой, ходившей среди авиаторов: “Испытатель должен уметь летать на всем, что может летать, и теоретически – на том, что летать не может”.
Осваивать незнакомую технику в пожарном порядке Гордееву пришлось еще в войну. Он перегонял поступавшие в страну по ленд-лизу американские машины, то и дело пересаживаясь с “дугласов” на бомбардировщики В-24, с них – на В-25 и обратно на “дугласы”. Этот опыт наверняка пригодился, когда военный летчик стал испытателем. Первой машиной, которую Гордеев тестировал на разных режимах, оказался Ту-4. Самолет, который советские конструкторы по указанию Сталина скопировали с американского “боинга”…
Ту-4, который в народе называли “летающей крепостью”, первый советский реактивный дальний бомбардировщик Ту-16, первый пассажирский реактивный лайнер Ту-104… Эти машины в разных модификациях осваивали и строили в Казани в пятидесятые и начале шестидесятых годов. Карьера летчика-испытателя Гордеева пришлась именно на эту пору. На Ту-104 Алексей Иванович совершил 83 испытательных полета, налетав 152 часа. А были еще полеты на тяжелых бомбардировщиках, на разных режимах, днем и ночью, в любую погоду.
Сколько внештатных ситуаций было в воздухе у летчика Гордеева? Об этом могут рассказать разве что документы для служебного пользования. Даже о катастрофах Ту-16, которые случились в Казани в пятидесятые, народу рассказали лишь спустя десятилетия. Можно представить, с каким риском была сопряжена работа испытателей.
Впрочем, одно достоверно известно: аварий и летных происшествий по вине Алексея Гордеева не было. Об этом, по словам Рашида Ибрагимова, свидетельствует сохранившаяся летная книжка пилота. И этот снимок на память, сделанный в Кремле 47 лет назад. Звание “Заслуженный летчик-испытатель СССР” просто так никому не давали.
Пришлите вашу историю с фотографией!
Сколько историй могут рассказать фотографии, которые хранятся в ваших семейных альбомах. Сделанные любительской камерой в школе или армии, в доме отдыха или на концерте…
Интересно? Конечно! И чтобы ваши снимки стали общим достоянием, напоминаем: “Республика Татарстан” объявила конкурс “Миг истории”. Присылайте нам фотографии знаменитостей. И обязательно расскажите историю снимка: где, когда и при каких обстоятельствах он был сделан, кто попал в кадр и т.д. Любопытные фото обещаем опубликовать на страницах газеты вместе с вашими комментариями. А за самый интересный снимок – приз! Итоги подведем 19 августа, когда будет отмечаться Всемирный день фотографии.
Снимки с пометкой “Миг истории” просим присылать по адресу: 420066, Казань, ул. Декабристов, 2, редакция газеты “Республика Татарстан”. Или – на адрес нашей электронной почты: info@rt-online.ru