Кажется, так далеки от нас звезды. Не те мальчики и девочки, которых под копирку штампуют многочисленные эстрадные “фабрики”. А настоящие. Даже поколение, родившееся уже в постперестроечное время, знает эти имена, слушает их песни, понимая, что тут нет ни фальши, ни лжи. Они работают, уважая своего зрителя. Да и ведут себя, не в пример новой певческой поросли, куда как достойно. Но они далеки от нас, живут своей “заоблачной” жизнью…
Иногда, правда, и нам доводится увидеть их рядом. Ровно четверть века назад в далеком азиатском городе мне удалось приобрести билет на концерт кумира нашей молодости. Тогда это был единственный, кроме Дина Рида, певец, которого мы не представляли себе без шляпы. Такой вот имидж был у самого знаменитого болгарина в Советском Союзе – Бисера Кирова.
Концерт был потрясающий. Знаменитые хиты “От зари до зари”, “Дождь”, “Птица счастья” и другие не менее популярные песни не оставляли равнодушными. И представляете мое счастье, когда, спустившись в зал, Бисер Киров подошел ко мне, сидевшей с краю пятого ряда, и поцеловал руку! Так вот, я вам больше скажу: и Бисер Киров запомнил тот день!
…Затеяв проект “Алтын майдан”, решила я попытаться выйти на связь со знаменитым певцом, поскольку в идее нашего проекта лежит эпизод древней истории трех народов – татар, балкарцев и болгар, соединяющий нас всех. Это единые предки, родом из Великой Болгарии Кубрат-хана. И на этой основе мы решили создать новую “Золотую площадь” – площадку для
межэтнического диалога. Бисеру идея понравилась, мало того, он, советник по культуре посольства Болгарии в России, согласился приехать на наш первый фестиваль в качестве председателя жюри.
Фестивальная неделя была так насыщена событиями, что пролетела как один день. Но самым для меня интересным было наблюдать за тем, как люди узнают, не веря своим глазам, знаменитого певца. До смешного доходило, когда взрослые люди вскрикивали, видя рядом Бисера Кирова, и просили разрешения дотронуться – мол, настоящий ли?
Он оказался в высшей мере интеллигентным человеком, щедро дарил себя тем, кто рядом. Терпеливо отвечал на бесконечные вопросы, с удовольствием общался. А нам очень пригодился его богатый опыт: сам-то Бисер уже, наверное, и счет потерял количеству тех конкурсов и фестивалей, в которых ему пришлось отсидеть в жюри. Радовало то, что к своим обязанностям председателя он отнесся со всей ответственностью. Его дотошность, обязательность и доброжелательность стали для каждого из нас примером.
На открытии выставки, которая сопровождала фестиваль, Кирова приходилось просто уговаривать перейти к следующей экспозиции. Ему хотелось до всего дойти, понять суть вещей, их место в культуре народа. При этом он находил немало общего в быте и кухне балкарцев и болгар. Это и айран, и буза, и пироги. А вот одним рецептом он поделился с нашими читателями, посмеиваясь: мол, мы же с вами понимаем, что название этого блюда происходит от слова “татары”…
Этот освежающий, весьма своеобразный “суп-напиток” под названием “таратор” в Болгарии – неотъемлемая часть летней трапезы. Его можно есть каждый день – не надоест. По крайней мере, в нашем доме он теперь получил постоянную прописку.
Итак, готовим таратор. Кислое молоко, если оно густой консистенции, нужно размешать с холодной водой. К литру жидкости мы добавляем: нарезанный на мелкие квадратики, примерно по полсантиметра, огурец, половинку растолченного грецкого ореха, мелко нарезанную дольку чеснока. Кстати, Бисер Киров предупреждает, что выдавливать чеснок нежелательно, он приобретает другой вкус. Затем мелко шинкуем укроп, добавляем по вкусу соль, капель пятнадцать подсолнечного масла, можно и поперчить. Все размешивается. И поедается с огромным удовольствием в полуденный зной.
И, кстати, почему Бисер Киров запомнил тот далекий день в Средней Азии, когда звездой была целована моя рука? Он ведь мне даже дату напомнил. Это было 4 сентября 1985 года. В тот день Бисеру Кирову исполнилось 42 года….