В современном обществе, считающем себя цивилизованным, по-прежнему актуальной остается проблема расизма. И даже в таком спокойном и благополучном регионе, как Татарстан, временами можно столкнуться с неадекватным отношением некоторых наших граждан к темнокожим людям. Что удивительно, такое поведение свойственно не только агрессивно настроенным подросткам, но и взрослым, и даже пожилым людям, которых за их косые взгляды и грубые слова в адрес представителей других рас с уверенностью можно назвать темными.
Когда на Муслима в автобусе пальцем показывают дети, он уже давно не обращает на это внимания. Русский язык темнокожий студент из Судана знает пока плохо, но за семь месяцев учебы хорошо запомнил слово “обезьяна”, которое ему в Казани время от времени приходится слышать в свой адрес.
Хорошее образование в семье Муслима почитается за большую ценность и благо. Детство парень провел в английской школе, где получил классическое европейское образование. После ее окончания многие его школьные друзья разлетелись по университетам Германии, Америки, Австралии и Франции. Когда пришло время определяться Муслиму, его давний друг прислал письмо из Казани, где он учился в медицинском университете. До этого момента парень мало что знал о России, разве что байки о русской мафии и нелепые рассказы о том, что люди там все время пьют.
“Друг сказал мне, что Казань сильно отличается от других российских городов, – поделился своими воспоминаниями Муслим, – здесь очень спокойные и миролюбивые люди, среди которых много мусульман и православных, живущих в согласии друг с другом. Кроме того, несмотря на все байки о вашей стране, я всегда знал, что российское образование для иностранца не такое дорогое, как, например, европейское, но ценится во всем мире не меньше”. Так выбор был сделан в пользу Казани.
Родители решение сына оспаривать не стали, только сказали, что он, наверное, сошел с ума, если решился учиться именно там, поскольку были уверены, что к темнокожим в России относятся, мягко говоря, несдержанно.
А он людей не ест…
Первое, что удивило Муслима в России, – это плохо отлаженная система работы с иностранными студентами. В английской школе он всегда знал, куда можно обратиться за помощью, где найти куратора, который помогал иностранным ученикам осваиваться в новой стране, и как правильно доехать до нужного места – всем вновь прибывшим обязательно вручался информационный пакет с картой местности и подробной информацией, написанной на нескольких языках.
В российском же университете, к его удивлению, работа осуществлялась по принципу “Не нравится – не учись”. Кроме того, в головах местных администраторов почему-то прочно засела мысль о том, что иностранный студент, приезжающий в нашу страну, должен априори знать русский язык. “Первые две-три недели было очень сложно адаптироваться, – рассказывает Муслим, – спасибо студентам из моего общежития, таким же темнокожим ребятам, которые обо всем рассказали, объяснили и первое время буквально за руку водили, показывая, где что найти”.
Вообще, такие студенты, как Муслим, чаще всего ходят небольшими компаниями. Поодиночке даже обычный поход в магазин может оказаться небезопасным и закончиться потасовкой. Чаще всего такого рода неприятности возникают при встрече с агрессивными подростками или пьяными людьми. За семь месяцев жизни в Казани Муслиму уже не раз доводилось слышать оскорбительные слова в свой адрес и даже угрозы от этих категорий казанцев, которые рекомендуют ему “возвращаться в свою африканскую деревню и залезть на пальму”. Чтобы не провоцировать обидчиков сильнее, он старается молча пройти мимо. При этом Муслим замечает, что окажись эти самые люди в той африканской деревне, как раз им и нужно было бы залезть на пальму, поскольку белый человек среди темнокожих будет чувствовать себя так же неуютно.
“Все эти оскорбления и косые взгляды чаще всего являются следствием необразованности человека, – считает Муслим, – а плохое воспитание не имеет ни расы, ни национальности. Например, было бы правильно, если бы ребенку, который в автобусе показывает на меня пальцем и задает вопросы о цвете моей кожи, родители вечером спокойно объяснили, что на земле живут разные люди и что это нормально. Но, к сожалению, чаще всего родители смотрят на меня точно так же, как и их дети. Или и того хуже, со словами “посмотри, посмотри, какой” обращают на меня всеобщее внимание”.
Был и такой случай, когда одна мамаша в автобусе, пытаясь успокоить своего плачущего сына, сказала, что, если он сейчас же не прекратит хныкать, его съест вон тот страшный черный дядя. В будущем, конечно, мальчик поймет, что темнокожие студенты в Казани людей не едят, но неприятный осадок и, как следствие, настороженное к ним отношение могут остаться в его подсознании на всю жизнь.
И все же одной из самых больших проблем в нашей стране для Муслима остается прогулка с российской девушкой. И не важно, что она его одногруппница, просто знакомая или соседка по общежитию. Прохожие на такую пару смотрят всегда внимательно, и если молодежь делает это с интересом и любопытством, то старшее поколение – с явной неприязнью и осуждением в глазах.
С неоднозначной реакцией людей на такие пары довелось столкнуться и мне во время нашего с ним разговора. С героем этого материала мы встретились на автобусной остановке и успели перекинуться парой слов об учебе и погоде, когда туда же подошла пожилая женщина. Разговор для удобства велся на английском языке, которым Муслим владеет лучше, чем русским, поэтому пенсионерка вряд ли понимала, о чем идет речь. Сначала она искоса поглядывала в нашу сторону, а затем, проходя мимо к нужному автобусу, покачала головой и едко сказала: “Стыд и срам!”.
Парадокс заключается в том, что мне действительно тогда стало стыдно и неприятно, но не за свою беседу с иностранцем, а за отношение наших людей к нему. И здесь как нельзя лучше понимаешь, что чувствует Муслим на улицах города, когда находится с девушкой в каком-нибудь публичном месте. С тем же успехом можно прийти голым в супермаркет, стать центром всеобщего внимания и услышать от окружающих людей: “Стыд и срам!”. Только в этом случае хотя бы будет уверенность в том, что ты действительно делаешь что-то предосудительное.
Любовь и прочие предрассудки
Семь лет назад у Ирины случился бурный роман с женатым человеком. О том, что у возлюбленного есть жена и дети, девушка знала и все же питала в душе надежды на лучший для нее исход. Когда она обнаружила, что беременна, мысли о том, что мужчина может покинуть ее и ребенка, даже не возникло. Однако любимый человек лишь однажды навестил малыша, а затем исчез с концами. Так Ирина стала героиней программы на одном из местных телеканалов.
Если вы подумали, что темой этой телепередачи стала мужская неверность или проблема матерей-одиночек, вы глубоко ошибаетесь. Лейтмотивом обсуждения в прямом эфире стал тот факт, что возлюбленный Ирины – темнокожий гражданин одного из государств Западной Африки. Эта история, судя по количествам звонков в студию, вызвала большой отклик у зрителей. Звонившие все как один выражали свое сочувствие девушке, предлагали посильную помощь и возмущались поведением иностранца. И никому из них даже в голову не пришло спросить героиню, о чем она думала, начиная отношения с женатым человеком. В то время как африканца упрекали вовсе не за его любвеобильность или измену жене, а за то, что он, темнокожий, посмел приехать сюда и закрутить роман с белой девушкой.
Удивительно, насколько зашоренным может быть мировоззрение людей, считающих себя современными. Они в высшей степени дорожат своим гостеприимством, гордятся тем, что Татарстан является примером для подражания другим регионам страны в части мирного существования представителей многих национальностей и конфессий. Но, как говорится в перефразированной поговорке, чувствуй себя как дома, но не забывай, что ты в гостях. Такого принципа они придерживаются, как только дело касается личностных взаимоотношений. Окажись на месте сбежавшего иностранца обычный российский мужик, Ирину бы не только осудили за легкомысленные отношения, но и вовсе бы не позвали на телепередачу. Поскольку о таких любовных историях наши соотечественники наслышаны немало, и достойными общественного обсуждения они являются разве что в третьесортных ток-шоу.
Сложнее в этом отношении дело обстоит со смешанными браками. В лучшем случае они становятся объектом обсуждения соседей и перешептывания местных бабушек на лавочках, в худшем – серьезного конфликта между молодыми и родственниками, которые никак не могут принять в семью человека с другим цветом кожи. Поэтому вдвойне приятно, когда знакомишься с супругами, которые благодаря своей мудрости и безграничной любви друг к другу преодолели все эти трудности и кардинально изменили взгляд окружающих на смешанные браки.
История одной семьи
Алия считает, что лучше мужа, чем ее Джон, не найти во всем мире. С выходцем из африканского государства девушка познакомилась в одной из своих рабочих командировок и уже через несколько недель после приезда молодого человека в незнакомую страну приняла от него предложение руки и сердца. Жить будущие супруги решили в Татарстане, и для этого Джон стал усиленно изучать русский язык. Темнокожего жениха семья невесты сначала встретила настороженно, но, узнав парня поближе, приняла как родного. И это неудивительно – образован, с хорошим чувством юмора, гостеприимен и просто душа любой компании.
Сейчас у пары двое очаровательных детей и полная семейная идиллия. Джон много работает, все свободное время проводит с семьей, помогая жене по хозяйству и готовя великолепные завтраки. По словам Алии, поначалу соседи смотрели на ее брак с иностранцем неодобрительно, а теперь, познакомившись с мужем лично, души в нем не чают, постоянно приглашают в гости и сами частенько заглядывают отведать его кулинарные изыски. В прошлом году Джон даже лично испек большой чак-чак на свадьбу племянника, чем немало удивил гостей.
Особенно трогательно муж Алии относится к детям, проводит с ними много времени. Супруги вместе выбирали детский садик для старшей дочери и беседовали с его заведующей. Маленькая Алиса теперь любимица группы. Воспитатели уверены, что благодаря этой милой темнокожей девочке все дети из группы вырастут с четким пониманием того, что не следует делить людей по национальному или расовому признаку. Ведь взгляды человека на этот вопрос формируются именно в раннем детстве, поэтому от правильного воспитания ребенка зависит его будущее поведение.
Вообще, Алия уверена, что настороженное отношение россиян к темнокожим людям – проблема временная. Все ее друзья и соседи, знакомые с Джоном, уже никогда не будут судить о человеке по цвету кожи и уж тем более заранее считать его неподходящей парой для российской девушки. Ведь не бывает плохих или хороших наций, бывают плохие или хорошие люди. А еще в каждой нации есть темные люди, которые отличаются от остальных цветом своего разума и при этом продолжают косо смотреть на тех, кто отличается от них самих цветом кожи.