Этот состав, украшенный гирляндами из еловых веток и плакатами военного времени, на железнодорожном вокзале Казани ждали пять лет. Призывный гудок паровоза, клубы пара – и на первом пути останавливается “Поезд Победы”.
Мемориальный эшелон, сформированный в Нижнем Новгороде в рамках празднования 65-летней годовщины Победы над фашизмом, уже побывал во Владимире, Муроме, Арзамасе, Сергаче и Канаше. В числе 60 пассажиров “Поезда Победы” – девять ветеранов из Татарстана. Путь по городам России они проделывают в комфортабельных купейных вагонах, в каждом из которых есть медики и сопровождающие лица.
Труженик тыла из Мурома Виктор Федорович Овсянкин путешествует в составе праздничного эшелона уже второй раз. Напомним, первый “Поезд Победы” был сформирован Горьковской железной дорогой еще в 2005 году.
– Поездка отличная, нас везде тепло встречают, дарят цветы, на станциях собирается много народу, – делится впечатлениями ветеран, проработавший на железной дороге 43 года.
Многолюдным и праздничным было вчерашнее утро на вокзале Казани. Сюда пришли, чтобы выразить признательность ветеранам-железнодорожникам, не только их более молодые коллеги, но и горожане, пассажиры поездов дальнего следования и электричек. Праздничную атмосферу на привокзальной площади создали духовой оркестр и ансамбль “Волгари” Дворца железнодорожников из Нижнего Новгорода, одетые в форму времен Великой Отечественной войны.
От имени Правительства Татарстана и от себя лично ветеранов с приближающимся праздником поздравил министр труда, занятости и социальной защиты РТ Айрат Шафигуллин.
– Идея сформировать “Поезд Победы” – просто великолепная, – заметил он, выступая на торжественном митинге. – Благодаря такому турне ветераны имеют хорошую возможность увидеть города Поволжья, а молодежь может воочию лицезреть настоящих героев, отстоявших свободу Отечества.
По словам заместителя начальника Горьковской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Александра Тюрникова, железнодорожники страны внесли ощутимый вклад в победу над фашистской Германией. Они сформировали в период войны более 400 тысяч поездов, которые доставляли на фронт боеприпасы, эвакуировали в тыл население, заводы и фабрики. Отличились в этом плане и работники локомотивного депо Юдино, которые в апреле 1942 года снарядили на фронт бронепоезд “Кызыл Татарстан”. Он оказал ощутимую помощь нашим войскам в сражении под Сталинградом. На свои средства и своими руками построили железнодорожники Татарстана и бронепоезда “Чапаев”, “Куйбышев”, экипажи которых в значительной части состояли из призванных на фронт работников Казанской магистрали.
– Но были и поезда радости, которые в мае 1945 года доставляли воинов-победителей домой, – подчеркнул Александр Тюрников. – Горьковская железная дорога постаралась воссоздать один из таких составов и сформировала “Поезд Победы”. Для нас, железнодорожников, это в первую очередь великая дань уважения и признательности старшему поколению.
В завершение митинга его участники почтили память погибших на полях сражений Великой Отечественной войны минутой молчания.
Теперь о паровозе, без которого уникальный эшелон не тронулся бы с места. Известен он тем, что недавно снимался в фильме Никиты Михалкова “Утомленные солнцем 2: Предстояние”.
– Такие локомотивы перестали курсировать по магистральным направлениям Горьковской железной дороги почти полвека назад, – говорит машинист “Поезда Победы” Юрий Рахметов. – Работает машина на дизтопливе, управлять ею не очень трудно, со сменщиками меняемся каждые 12 часов.
Как признался Юрий Рахметов за время пути, а паровоз взял старт в Нижнем Новгороде еще 2 мая, особых проблем с техникой не возникало. Мешает локомотивной бригаде в составе машиниста, его помощника и кочегара лишь то, что двигатель паровоза быстро нагревается.
Для подстраховки в составе есть и современный электровоз. К его помощи прибегают на крутых подъемах. Оно и понятно, ведь кроме всего прочего эшелон везет военную технику сороковых годов, в том числе легендарную “катюшу”, тяжелый танк ИС-2, противотанковую пушку. Есть здесь вагоны-теплушки, в одном из которых разместилась полевая кухня. Так что каждый желающий после митинга мог прямо на перроне отведать сытной солдатской каши.
После торжественного митинга ветераны-железнодорожники отправились на автобусах возложить цветы к памятнику легендарного летчика, дважды Героя Советского Союза Николая Георгиевича Столярова и к Вечному огню в парке Победы. Вчера же ближе к полудню “Поезд Победы” взял курс на Вятские Поляны. В Нижний Новгород он вернется, “намотав” две тысячи километров и проследовав через 26 станций.