“К сожалению, вазовской “классики” в наличии нет, загляните недельки через три, а лучше через месяц. Эти модели машин поступят на склад лишь после 15 мая, когда полностью откроются дороги для большегрузов”.
Такими обещаниями вынуждены “кормить” сегодня клиентов, желающих обменять своих старых железных коней на новые со скидкой по госпрограмме утилизации, менеджеры Центра утилизации автоцентра “КАН-Авто” в Казани. Аналогичная ситуация сложилась и у других татарстанских дилеров Тольяттинского автогиганта. Взять только казанскую компанию “Парус”, которая за 1,5 месяца действия госпрограммы выдала всего лишь 260 свидетельств и реализовала столько же машин.
– Основная наша проблема кроется в нехватке автомобилей, – рассказал журналистам на брифинге в Кабинете Министров заместитель генерального директора ООО “Парус” Ринат Шакиров. – За ними выстроилась большая очередь, которая уже насчитывает около двух тысяч человек. При этом 70 процентам из них нужна именно тольяттинская “классика”.
Мечтает о ней и житель Казани Александр Николаевич Родионов. Ведь его “Москвич-2140” 1981 года выпуска, хотя до сих пор на ходу, давно просится на пенсию. Вот и заинтересовался ветеран труда программой утилизации. Остановил он свой выбор на вазовской “семерке” базовой комплектации и 9 апреля заглянул в Центр утилизации “КАН-Авто”. Оставил там заявку, а через некоторое время по предложению менеджеров внес предоплату за свое будущее авто в размере 10 тысяч рублей.
– Мне сказали, что так я смогу получить машину быстрее, – заявляет Александр Родионов. – Но “семерки” пока не видно. Теперь уже понятия не имею, когда новой машиной обзаведусь.
Вот и вынужден Александр Николаевич почти каждую неделю обивать порог “КАН-Авто”, но пока тщетно. Как рассказал нам старший менеджер Центра утилизации фирмы Дмитрий Златов, за рулем новой машины ветеран труда окажется не скоро.
– Спрос на новые автомобили в рамках государственной программы, к нашей радости, не спадает, – говорит он. – Мы уже реализовали со скидкой около тысячи машин. Еще три тысячи человек оставили заявки и ждут своей очереди. В основном люди интересуются вазовскими “пятерками” и “семерками”, а также “Ладой-Калиной”.
По словам Дмитрия Златова, дефицит на “классику” возник не только из-за ежегодного весеннего ограничения движения большегрузов. Виноват в этом и сам “АвтоВАЗ”, который просто не успевает со сборкой новых машин. В результате популярные среди народа модели в автоцентры привозятся в малых количествах, и в первую очередь они реализуются ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла (с начала эксперимента в республике им продали 45 машин. – Авт.), которые обслуживаются в дилерских центрах вне очереди.
– Поэтому если вы сегодня придете к нам за вазовской “классикой”, то поставить ее вам мы сможем лишь через две-три недели, а то и через месяц, – огорчает нас старший менеджер Центра утилизации “КАН-Авто”. – Доплатить и пораньше получить авто никак не получается.
Как сообщил журналистам на брифинге в Доме Правительства заместитель генерального директора ООО “КАН-Авто” Сергей Чернов, сегодня Волжский автозавод делает все для увеличения производства. Например, в мае выпуск вазовской “классики” возрастет по сравнению с апрельским показателем на 73 процента, а если получится, то и на все 78. Продолжится рост и в июне. Для выполнения плана “АвтоВАЗу” приходится в спешном порядке модернизировать производственные линии и принимать на работу сокращенных в начале этого года сотрудников. Кроме того, в мае “пятерки” и “семерки” будут выпускаться пять дней в неделю в две смены, а также в две субботы месяца – 22 и 29 числа.
– Спрос и предложение по “Ладе” сравняются в конце мая, самое позднее в начале июня, – уверен Сергей Чернов. – Всем нашим клиентам мы говорим об этом и пытаемся немножко сгладить их негативную реакцию. Первоначально по программе утилизации на нашем складе было около 800 вазовских машин, на сегодняшний день их осталось всего 236.
Причем все они укомплектованы антиблокировочной системой тормозов, подушками безопасности, кондиционером. А цены на подобные автомобили, сами понимаете, кусаются. Спешим успокоить всех автолюбителей: завышать стоимость авто, участвующего в госпрограмме по утилизации, дилер не имеет права, так как напрямую работает через вазовский сервер.
– В договоре купли-продажи автомобиля автоматически фиксируется ранее оглашенная и указанная на сайте Минпромторга России стоимость машины, – подчеркивает Сергей Чернов. – Поэтому все цены, установленные на данный момент по каждой определенной модели, – это прерогатива только производителя. В нашем случае – “АвтоВАЗа”.
Напомним, госпрограмма по утилизации автомобилей стартовала в России 8 марта 2010 года и должна завершиться 1 ноября. Однако, учитывая, что уже к 27 апреля в стране было выдано более 84 тысяч свидетельств (лимит свидетельств составляет 200 тысяч штук. – Авт.), вполне возможно, что свертывать проект придется намного раньше. Как считает заместитель генерального директора ООО “КАН-Авто”, произойдет это уже в августе.
Поэтому затягивать с утилизацией своего старого авто лучше не стоит. Кто знает, может, пилотный проект так и останется только пилотным и на следующий год о нем с успехом забудут. Не хотелось бы, ведь, по оценкам экспертов, парк старых авто в России насчитывает порядка 15 миллионов машин и для его обновления придется изрядно потрудиться.
В нашей республике в эксперименте принимают участие 40 дилерских центров и четыре предприятия-утилизатора. С момента старта программы татарстанцы приобрели со скидкой 2004 машины, 85 процентов которых – автомобили семейства “Лада”. Дилерами выдано 2781 свидетельство об утилизации и столько же машин принято на утилизацию. Кроме вазовской “классики”, повышенным спросом среди населения пользуются автомобили “Фиат” производства ОАО “Соллерс-Набережные Челны”. Более полную информацию о правилах участия в эксперименте можно узнать на официальном сайте Министерства промышленности и торговли Татарстана http://mpt.tatar.ru/.