Подростковый суицид. Дух или бездушие времени?

Когда-то Марк Твен сказал: “Нет более печального зрелища, как вид молодого пессимиста”. Сегодня весь мир пытается объяснить причины омоложения депрессий и, как следствие, суицида в раннем возрасте.

Когда-то Марк Твен сказал: “Нет более печального зрелища, как вид молодого пессимиста”. Сегодня весь мир пытается объяснить причины омоложения депрессий и, как следствие, суицида в раннем возрасте. В Казани в 2007 году  пытался покончить с собой 31 подросток, в 2008-м – 46, в 2009 году зарегистрированы 33 попытки самоубийства. С начала нынешнего года в республике пытались свести счеты с жизнью 27 школьников.

Как рассказала кандидат психологических наук, доцент Казанского государственного технологического университета Инна Городецкая, самый “жестокий” месяц для потенциальных самоубийц – это, как ни странно, воспетый поэтами апрель. На фоне всеобщего цветения, возрождения, радости и надежды человек может острее почувствовать неразрешимость собственных проблем. Если осень и зима – времена сами по себе депрессивные и погодный фон совпадает с душевным состоянием поникшего подростка, то весной ярче контраст между унынием и улыбками, невзрачностью и красотой, собственным одиночеством и счастьем влюбленных пар.

Описать портрет суицидального подростка очень сложно. Свести счеты с жизнью могут решиться как юноши, так и девушки, дети из неблагополучных и вполне здоровых семей, отличники и не  успевающие в школе. Тем не менее, согласно статистике, каждого третьего подростка когда-либо посещала мысль о суициде. В большинстве случаев это является следствием переживания переходного возраста. Этот период сложен тем, что человек оказывается между двумя возрастами: не взрослый, но уже не ребенок. Уже есть желание окунуться во взрослую жизнь, но еще отсутствует жизненный опыт. Любовь как атрибут “взрослости” способна принести большие страдания. В силу отсутствия опыта проблемы в отношениях зачастую кажутся подросткам неразрешимыми.

“Прыгай вниз, прыгай вниз, не бойся!”

Инна Городецкая отметила, что у многих несовершеннолетних само-убийство носит демонстративный характер – как протест против кого-то или чего-то. Этим актом подросток желает привлечь к себе внимание. В такие моменты он не думает о последствиях, да и четкого отчета в своих действиях себе дать не может в силу отсутствия жизненного опыта. Его попытка свести счеты с жизнью – это крик: “Я хочу умереть, чтобы вы все поняли…”

Также в последнее время психологи все чаще называют одним из увеличивающих риск суицида факторов принадлежность к определенным молодежным субкультурам. К примеру, те же готы, всячески воспевающие и восхваляющие смерть как таковую, и в частности добровольный уход из жизни. Плоды творчества таких подростков обычно выливаются в нечто, схожее с популярной сегодня в определенной среде песней “Прыгай вниз, прыгай вниз, не бойся/Твоя жизнь – сплошная ложь/Прыгай вниз и ни о чем не беспокойся/Все равно когда-нибудь умрешь”. На своем сайте исполнитель этого молодежного хита Олеся Дицель утверждает, что смысл ее произведения гораздо глубже, нежели это кажется подросткам.

Вероятно, 14-летняя Ангелина об этом даже не догадывалась. Как выяснило следствие после опроса друзей девочки, 17 сентября прошлого года они все вместе проводили время на крыше девятиэтажки по улице Бигичева в Казани, в том числе слушали и эту песню. Потом Ангелина попросила подружек спуститься вниз за сигаретами. Когда те вышли к подъезду, тело девочки было уже внизу. Она прыгнула сразу же после их ухода.

Особенностью подросткового возраста является то, что родители уже не обладают для молодого человека безусловным авторитетом, гораздо больший вес и значение приобретают друзья, группа. Если в среде, в которой находится подросток, царит негативный эмоциональный фон, мрачные разговоры о смерти, темные одежды, то это не может не сказаться на его настроении и мироощущении.

По словам доцента курса клинической психологии Казанского государственного медицинского университета, заведующего суицидологической службой Республиканской клинической психиатрической больницы врача-психотерапевта Юрия Калмыкова, общая статистика по суицидам в нашей стране в последние годы имеет тенденцию к снижению, но именно у несовершеннолетних отмечается рост. В связи с этим два года назад Прокуратура РТ поручила Минобрнауки и Минздраву принять меры по профилактике самоубийств у несовершеннолетних. За последние два года около 750 несовершеннолетних получили в суицидологической службе кризисную психологическую помощь.

Юрий Калмыков рассказал, что проводится просветительская работа со специалистами, которые много контактируют с детьми, для повышения их уровня информированности о признаках суицидального риска. По словам Юрия Калмыкова, часто причины самоубийств упрощаются, особенно у несовершеннолетних. В прошлом и позапрошлом годах в разных районах республики несовершеннолетние девочки покончили с собой только из-за того, что им… не купили сотовые телефоны.

Вместе с тем, как говорят психотерапевты, суицид – это всегда комплекс проблем. Например, наряду со многими жизненными трудностями так называемая “несчастная любовь” имеет для подростка большее значение, чем для взрослого. По словам Инны Городецкой, подобная причина суицида – это часто результат низкой самооценки. Такая личность очень сильно зависит от мнения окружающих. “Все равно, что говорит зеркало, главное – что говорят другие”. Это суждение свойственно и некоторым уже вполне состоявшимся личностям. Глубинная проблема в том, что человек может сделать вывод: “Если меня отвергли сейчас, значит, я плохой”. А на самом деле это просто опыт. Если подросток потерпел неудачу, значит, ему необходимо проанализировать ее причины, задуматься, что нужно сделать, чтобы стать успешнее, поработать над собой, стать лучше, умнее, интереснее. Тогда, возможно, не станут подростки заканчивать жизнь самоубийством после тяжелых расставаний со своими возлюбленными, как это произошло в Нижнекамске в начале марта. 13-летняя школьница выпрыгнула из окна высотки после ссоры со своим парнем. К счастью, осталась жива, но получила тяжелые травмы.

А теперь, дети, поговорим о суициде

Психологи уверены, что суицидальные наклонности возможно выявить, а следовательно,  помочь человеку. Инна Городецкая рассказала, что люди, решившиеся добровольно уйти из жизни, прямо или косвенно дают понять о своем решении, предупреждают, подают знаки. Например, девочка из Набережных Челнов перед попыткой самоубийства делала порезы на запястье. А 14-летний школьник из Заинского района очень уж любил играть в странные игры – притворяться мертвым, сделав себе порез на животе или затянув веревку на шее. В один из дней Владик пришел домой раньше всех – сбежал с урока. Когда вернулись остальные дети, они увидели, что брат висит на веревке, привязанной к вбитому в потолок гвоздю.

Сложность ситуации заключается в том, что человек с проблемами становится тяжелым для общения, мрачным, вследствие чего окружающие начинают избегать общения с ним. Потенциальный самоубийца оказывается в социальной изоляции, а ведь именно в этот момент ему очень нужна поддержка или просто “разговор по душам”. Конечно, подавленный человек – не самый приятный собеседник, но близкие должны понимать, что их сочувствие и душевная теплота способны спасти жизнь. Существуют внешние признаки подростка – потенциального самоубийцы: он теряет интерес к жизни, перестает заботиться о себе, не обращает внимания на свой внешний вид, его успеваемость резко падает. Очень опасный симптом – отсутствие каких бы то ни было планов на будущее. Подросток перестает говорить даже о том, что будет делать в ближайшие выходные или куда  поедет на каникулы.

В случае если родители или друзья обратили внимание на не свойственное ребенку поведение, важно проявить максимум такта и понимания. С одной стороны, отмечает психолог, не нужно перегибать палку и постоянно лезть во внутренний мир близкого человека, устраивать ему допросы. Следует помнить, что подросткам в целом свойственно экспериментировать и вследствие этого менять свое поведение и взгляды. С другой стороны, нужно быть внимательным, чтобы вовремя заметить отсутствие интереса к жизни, невозможность справиться с какой-то проблемой, ощущение тупика.

Еще одним распространенным заблуждением является мнение, что ни в коем случае нельзя касаться темы смерти в разговоре с подростком. Однако от того, что родители и близкие будут избегать разговоров о самоубийстве, подросток не перестанет о нем думать. Как правило, говорящего о смерти стараются прервать, начинают осуждать, переводить разговор на другую тему. А ведь именно искренний разговор, понимание и желание помочь, по мнению Инны Городецкой, могут “вытащить” потенциального само-убийцу, вернуть ему желание жить. Человеку, который не видит выхода и думает о суициде, очень часто необходимо выговориться. Он мало кому доверяет, при этом сам со своими тяжелыми мыслями справиться не может. Если родители и друзья начинают запрещать об этом думать, стыдить, он еще больше замыкается в себе. Он и сам знает, что самоубийство – это плохо. Ему в этот момент нужно совсем другое: понимание, участие, взгляд со стороны. Именно это может спасти ему жизнь и здоровье.

Сделать хуже, чтобы сделать лучше

По мнению Инны Городецкой, работа с проблемным подростком – это часто работа со следствием. Причины же кроются в семье, в системе отношений, принятых там, где он живет. Основанием семейной иерархии являются родители, а ребенок – это всегда иерархически следующая ступенька. Нередко супруги, разлюбившие друг друга, не имеющие никакого желания быть вместе, принимают героическое, на их взгляд, решение сохранить семью ради детей. С психологической точки зрения это означает, что когда-то два взрослых человека взяли на себя ответственность за создание семьи, решили родить ребенка. Заявляя затем, что они будут жить только ради этого ребенка, который в принятии решения о заключении брака и собственном рождении никакого участия, естественно, не принимал, родители перекладывают на него ответственность за собственные ошибки.

Иерархия ставится с ног на голову. Подросток совершенно не готов к этому, он чувствует, что родители несчастны и их единственным интересом в семье является он сам. Они общаются, только когда речь идет о нем, о его проблемах. Подсознательно такой ребенок начинает доставлять родителям как можно больше проблем, чтобы они чаще были вместе, например, болеть, плохо учиться, даже принимать наркотики. Такого ребенка ведут к психологу, хотя помощь нужна его родителям. У счастливых родителей – счастливые дети, это давно известная истина, которая, к сожалению, часто игнорируется. Ребенок все-таки – плод любви, а не центр семьи.

Но это отнюдь не означает, что родители должны заниматься только собственной жизнью, предоставив ребенка самому себе. Напротив, в хорошей семье вседозволенность исключена. Нормы и правила поведения, без которых невозможно успешно жить в социуме, устанавливает в первую очередь семья, и если она этого не сделала, их обозначит общество, а это больнее и опаснее. Причем нормы и правила должны быть одинаковыми у обоих родителей. Если, например, папа запрещает, а мама разрешает, дети, как хорошие манипуляторы, всегда этим воспользуются. Ребенок быстро научится двойным стандартам, и потом родителям будет сложно установить контроль и построить отношения, основанные на доверии.

Бога в сердце нет

По убеждению психологов, у каждого из нас есть своя карта мира – набор связанных выводов об окружающей реальности. Это как отпечаток действительности в сознании через призму опыта. Парадокс в том, что нас окружает одно и то же, но люди видят, слышат и чувствуют окружающее по-разному.

В кризисной ситуации мы выбираем те способы поведения, которые есть на нашей карте мира. Например, если подросток оказался отвергнутым, потерпел поражение в любви, в его модели мира может не оказаться альтернативных путей выхода и он способен загнать себя в тупик, не подозревая, что выход все же есть, есть опыт более эффективного поведения. Ведь почти каждый человек в жизни пережил несчастную любовь и может поделиться опытом того, как справиться с этим горем. С ребенком надо просто об этом говорить. Конечно, лучше всего, если на помощь придет профессионал-психолог. Подросток должен знать, что есть такие люди, которые действительно могут помочь в кризисной ситуации. Ведь реальная жизнь намного сложнее любой теории.

Однако руку помощи могут протянуть не только самые близкие. Иногда понимание приходит оттуда, откуда его совсем не ожидаешь. Речь идет о религии.

В исламе сознательный отказ человека от жизни считается тяжелейшим грехом. Это не только убийство, но и отчаяние, что тоже является согрешением. Имам-хатыб казанской мечети “Аль-Марджани” Рамиль-хазрат Мингараев рассказал, что отношение ислама к суициду категорически отрицательное. “Господь создал человека покровителем, его сила способна на многое. На 120-й день нахождения в утробе матери предопределяются его жизнь и смерть. Мы пришли в этот мир для совершения блага и не можем это добровольно прерывать”, – уверен мусульманский духовный деятель. К тому же многие исламские ученые утверждают, что добровольное прекращение своей жизни по причине несчастной любви сродни идолопоклонству. По словам Ильнура Зарипова, магистра исламских наук, магистра филологических наук, подростковый суицид из-за любви возможен ввиду отсутствия в сознании человека идеи Бога.

“Бога в сердце нет”, – так иеромонах Казанского Богородицкого мужского монастыря (по его просьбе мы не называем его имени) объяснил рост числа самоубийств из-за несчастной любви. “Сердце, которое тоскует, унывает, может утешить только Господь, а люди идут на поводу у своих страстей, не обращаются со своими проблемами к Богу, думая, что эту проблему они могут решить, не понимая, что с этими же самыми неразрешенными ситуациями человек попадает в вечную жизнь”, – рассказал священнослужитель. По его словам, уже с молодого возраста человек “живет по страстям”, а это пагубно влияет на его психику.

“Абсолютно предопределенных самоубийц нет, и этот факт внушает надежду”, – говорит Инна Городецкая. Человек испытывает амбивалентные, противоположные, чувства: любовь и ненависть, мысли о самоубийстве с одновременным острым желанием жить. Это желание важно отыскать, помочь человеку его осознать, зацепиться за него, как за спасательный канат, заботливо брошенный повисшему над пропастью. Наша психика настроена на выживание, а не на самоуничтожение. Человек никогда не уверен на сто процентов, что ему нужно уйти из жизни, он сомневается. Нужно вовремя подтолкнуть маятник его желаний в сторону жизни.

Альсина ХУСНУЛЛИНА.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще