Лениногорцы готовы сделать свою структуру ЖКХ опытным полигоном для апробирования программы дальнейшей модернизации отрасли в предстоящем десятилетии
Лениногорск с его новаторским подходом к реформированию ЖКХ уже не раз привлекал к себе внимание. Вот и недавнее выездное заседание комиссии Госсовета по контролю за реализацией приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье для граждан России” состоялось именно в этом городе.
Опыт организации ЖКХ на родине большой татарстанской нефти, несомненно, заслуживает изучения. Впечатляет сама структура, в которой более 1,5 тысячи человек ежегодно оказывают населению услуг примерно на 750 миллионов рублей. Лениногорцы, занятые в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не удовлетворяются достигнутым, а продолжают изыскивать пути дальнейшего улучшения обслуживания земляков. Шесть лет назад именно для достижения такой цели в городе преобразовали прежние домоуправления и объекты тепло- и водоснабжения в общества с ограниченной ответственностью. А в прошлом году здесь по собственной инициативе и первыми в республике начали создавать на их базе управляющие компании, что существенно повысило качество оказываемых населению услуг.
Однако на упомянутом выше выездном заседании особый интерес депутатов Госсовета РТ и коллег лениногорцев из других районов вызвали осуществляемые в городе новации, позволяющие добросовестным гражданам не переплачивать за потребляемую энергию, а также оперативно пресекать ее расхищение.
О том, как это происходит, мы беседуем с Исхаком Садриевым – генеральным директором лениногорского департамента ЖКХ и строительства.
– Дело в том, – начал с предыстории Исхак Аюпович, – что, к сожалению, постановление Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 года “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” далеко не в полной мере стало союзником тех, кто честно и своевременно расплачивается за обслуживание их жилья. Порой гражданам приходится вносить плату не только, скажем, за потребляемую ими горячую или холодную воду, но еще и оплачивать разницу в показаниях их квартирных счетчиков и общедомовых. Возникнуть эта разница может по разным обстоятельствам. Например, в квартире с так называемой “нулевой” пропиской из-за административного недосмотра может тем не менее проживать человек 5-7. Они, естественно, тоже пользуются водой, при этом ее не оплачивают.
Поразмыслив над подобными фактами, мы и решили принять все зависящие от нас меры для того, чтобы впредь проблема просто не могла бы возникнуть. Для этого следовало реорганизовать учет расхода энергоисточников в жилом фонде таким образом, чтобы максимально исключить их неправомерное использование.
– И вы решили эту задачу?
– Да, причем тремя способами. При этом использовали и собственные разработки, и опыт некоторых российских регионов.
Во-первых, индивидуальные счетчики мы начали устанавливать в подвалах домов на трубах, которые разведены по всем квартирам. Раньше, когда счетчики стояли в квартирах, находились умельцы, перенастраивавшие эти приборы таким образом, что они бездействовали, даже если вода из кранов текла рекой.
Второй вариант заключается в установке счетчиков по-прежнему в квартирах. Но приборы эти – с импульсным оснащением. То есть обеспечивается беспрерывная передача данных о расходе горячей и холодной воды в инженерный терминал с последующей трансляцией этой информации по сотовой связи в диспетчерский пункт. Третий же вариант – монтаж приборов учета, оснащенных радиопередатчиками, – тут необходимые данные получают непосредственно диспетчеры.
Применив эти способы контроля за потреблением воды, электро-энергии, мы достигли сразу нескольких целей. Во-первых, восстановили справедливость по отношению к добросовестным плательщикам. Во-вторых, получили возможность более результативно выявлять расхитителей энергии, граждан, проживающих без регистрации. При такой тщательной организации учета поставщики воды или электричества уже не имеют права перекладывать их потери на жильцов, а ищут резервы у себя.
– Сейчас, я слышал, вы заняты поиском варианта оптимальных отношений между поставщиками и исполнителями коммунальных услуг.
– Да, и работа эта весьма сложная. В ходе ее мы то и дело сталкиваемся с серьезными вопросами, требующими быстрого решения. И не столько на нашем, сколько на правительственном уровне.
Например, на наш взгляд, не до конца отработана схема абонирования потребителей, подключающихся к общедомовым счетчикам электроэнергии, тепло- и водоснабжения. Также мы просим Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ, в частности его юридическую службу, разработать более совершенные проекты договоров между поставщиками и исполнителями коммунальных услуг. Поскольку нынешние, уже подписанные, договоры отнюдь не всегда гарантируют полное согласие по некоторым позициям.
Так, в этих документах надо указать условия стимулирования, оказывающие влияние на собираемость платежей. К слову, нас не может не волновать, что суммы неплатежей за коммунальные услуги остаются недопустимо большими, а порой и начинают резко возрастать. Меры же, принимаемые для пресечения этого явления, не всегда эффективны, а долги населения ставят поставщиков услуг в трудное финансовое положение.
– И что в связи с этим следует сделать?
– Наше министерство могло бы внести в Кабинет Министров республики предложение, чтобы субсидии, выделяемые населению на жилищно-коммунальные услуги, направлять на погашение задолженности потребителей. А для добросовестных плательщиков – оставить нынешнюю систему выплат за жилищно-коммунальные услуги без изменения.
– Исхак Аюпович, а что вы скажете о формировании тарифов?
– Этот процесс, по мнению нашего департамента, тоже нуждается в совершенствовании. Причем неотложном, поскольку является весьма больной темой для общества, особенно для людей с низкими доходами. Нарекания жителей на чрезмерную плату за услуги ЖКХ нередко вполне обоснованны. Ведь есть немало поставщиков, считающих, что легче всего поднять рентабельность своих предприятий за счет повышения тарифов, которые сами же и формируют.
– Но ведь не бесконтрольно…
– Да, они посылают определяемые ими тарифы на утверждение в соответствующий республиканский комитет. Однако было бы лучше, если б сначала проектные цифры поступали в отделы экономики исполкомов муниципальных образований для уточнения, насколько обоснованны тарифы. Ведь на местах такой анализ сделать легче.
Однако и это не является полным решением проблемы. Во-первых, не во всех отделах экономики исполкомов есть специалисты требуемой подготовки, во-вторых, ни один поставщик, тем более частный, не раскроет все тайны формирования им тарифов – туда ведь много чего закладывается… И все-таки мы считаем, что основное участие в формировании тарифов должны принимать власти муниципального образования. Они и будут нести непосредственную ответственность за них перед населением. Не допуская как необоснованного завышения, так и искусственного занижения тарифов, которое может привести к череде банкротств коммунальных предприятий.
В заключение хотел бы сказать вот о чем. Известно, что уже разработана концепция федеральной программы дальнейшей модернизации, реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы. По словам министра регионального развития РФ Виктора Басаргина, важно запустить механизм ее реализации. В каждом субъекте Федерации предстоит определить муниципальные образования, которые возьмут на себя подготовку, апробирование программы, а впоследствии станут тиражировать удачный опыт.
Думаю, что в Татарстане таким муниципальным образованием может стать Лениногорский район. Мы готовы первыми в республике принять на себя эти функции. Тем более что намеченная программой работа нами уже ведется.