То, что в коммунальном обслуживании населения надо что-то менять, и менять кардинально, граждане страны и ее руководство поняли еще лет 25-30 назад. Качество нашего ненавязчивого сервиса не устраивало никого. И в какой-то момент было принято решение о реформировании всей системы оказания жилищно-коммунальных услуг.
На этом пути было всякое – как успехи, так и серьезные проколы. За годы реформ появился какой-то опыт, более ясно обозначились цели, к которым нужно стремиться. Тем более странными выглядят некоторые шаги нынешних реформаторов, которые с трудом подходят даже под категорию ошибок. А в известные приснопамятные времена они однозначно были бы расценены как саботаж и вредительство.
Давно подсчитано, что на изготовление одной единицы продукции у нас тратится гораздо больше ресурсов, чем в развитых странах. То же самое и в коммунальном хозяйстве – большая часть произведенной и доставленной потребителю тепловой, электрической энергии, воды, газа уходит впустую. Способ борьбы с этим явлением давно известен – нужна тотальная установка приборов учета, причем персонально в каждом домохозяйстве, а не одного общего в жилом многоквартирном доме (только так можно максимально задействовать стимул к бережливости). И по этому пути с переменным успехом государство в последние годы пытается продвигаться.
О том, что успех действительно “переменный”, говорит тот факт, что еще многие жители с большой неохотой устанавливают счетчики. Кто-то может объяснить это лишь консерватизмом и косностью наших со-отечественников, но это будет справедливо лишь отчасти.
Недоверие нашего народа ко всему новому довольно легко объяснить – ведь далеко не всегда государство поступает с гражданами как ответственный и надежный партнер. Вот лишь один пример – постановление Правительства РФ №307 от 23.05.06 г. “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам”.
Суть проблемы в следующем. В многоквартирных домах часть жителей уже установила счетчики расхода воды, а другая часть платит за нее по нормативу. В то же время существует общий прибор учета, который фиксирует расход воды во всем доме. Так вот, составители названного выше постановления додумались до того, чтобы тот перерасход воды, который допускается во всем доме, перекладывать на жильцов, имеющих счетчики, и взимать с них дополнительную плату за это. Видимо, как “поощрение” за то, что они установили приборы учета, откликнувшись на призывы об экономии ресурсов, звучащие с самых разных трибун. Лучшего “стимула” выдумать было просто невозможно.
Вроде бы здесь налицо повод для вмешательства юристов, в том числе исполняющих и надзорные функции. Ведь Закон о защите прав потребителей напрямую запрещает брать деньги за услугу или товар, которые не получены гражданином. Однако в этом плане светлая юридическая мысль пока почему-то спит.
Более того, подобная ситуация была до недавнего времени и с электроэнергией. Сжег, предположим, жилец энное количество киловатт, что зафиксировал его счетчик, а с него требовали доплаты за потраченную кем-то другим или даже сворованную электроэнергию (таких случаев только в Казани зафиксировано немало). Однако эту абсурдную ситуацию исправило постановление Правительства РТ №87. И после этого сразу началась ускоренная установка жителями приборов учета электроэнергии. Потребовалась-то самая малость – подойти к делу с позиции здравого смысла.
Однако желающим установить счетчики расхода воды
307-е постановление продолжает бить по рукам. Уже без малого четыре года. Неужели требуется столько времени, чтобы исправить очевидную глупость?
Однако, похоже, это не только глупость. В случае создания реальных стимулов приборы учета установило бы большинство населения и ситуация с излишками расхода воды тут же стала бы прозрачной. Однако эта самая прозрачность, по всей видимости, кое-кому и не нужна. Ведь рыбку, как известно, всегда легче ловить в мутной воде.