Арчанин Сает Шарафиев сколько себя помнит – столько же знает и газету “Республика Татарстан”. Нашу газету, тогда еще “Красную Татарию”, выписывали его родители, ее он начал читать, обучившись грамоте, и с тех пор она идет с ним по жизни. Правда, есть за Шарафиевым “грешок” – изменил как-то “Республике Татарстан” с другой республиканской газетой. Адюльтер длился лишь три месяца – разочаровался Сает-абый в новой избраннице и вернулся к проверенному изданию.
Отправившись в Арск, чтобы лучше познакомиться с нашим постоянным подписчиком и, кстати, внештатным автором, мы рассчитывали застать его дома. А что еще делать 76-летнему бабаю? Сиди перед телевизором, ворчи на молодежь или жалуйся на маленькую пенсию.
Но не тут-то было! Шарафиева мы застали в Арской детской школе искусств, где он работает реставратором. Позже Сает Шайхиевич с женой Дилярой Габдрахмановной радушно приняли журналистов у себя дома, и здесь, за чашкой чая, наш подписчик рассказал о себе немало интересного.
“Маресьева из ванной вытаскивал…”
Когда он служил в воздушно-десантных войсках, ему довелось участвовать в испытаниях усовершенствованного братьями Дорониными парашюта
Д-1-8. А после окончания срочной службы Шарафиев переквалифицировался в связисты. Его оставили в Москве, выделили служебную квартиру на Варшавском шоссе.
Заселившись, он в первый же вечер услышал стук в пол. Поначалу не обратил на это внимания, но когда стук стал настойчивым, Сает пошел разбираться. Спустился этажом ниже – в квартире дверь открыта, посреди комнаты стоит женщина и колотит шваброй в потолок. Оказалась, что соседями у Шарафиева снизу – Герой Советского Союза Алексей Маресьев с супругой, а шваброй Марина Васильевна приспособилась вызывать предыдущих жильцов сверху, когда нужно было помочь извлечь ее мужа из ванной.
С тех пор Сает уже не удивлялся таким “позывным”. Подружился с Алексеем Петровичем, часто играл с ним в бильярд. Довелось общаться с поэтом Львом Ошаниным и писателем Львом Кассилем, которые были частыми гостями у Маресьевых.
“Ну, я его и послал…”
Расставшись с Москвой, бывший десантник и бывший связист стал… комбайнером. Работая на шахтах Донбасса, он еще раз выступил в роли испытателя. Но уже не парашюта, а нового угольного комбайна 1-К-101. Шарафиев чудом избежал смерти: в последний день перед отпуском он, по традиции, не стал спускаться в шахту (норму за него отрабатывали другие), а накрывал для товарищей “поляну”. И именно в тот день в шахте произошел взрыв, вся его бригада – 64 человека – погибла. Самого Саета долго искали среди поднятых на поверхность тел, уже оплакивать стали, а когда обнаружили, что жив, то не знали – ругать за нарушение дисциплины труда (на работу-то он в тот день не вышел) или радоваться.
В ту пору еще работал знаменитый Алексей Стаханов, знакомство с которым у Саета произошло очень даже неформально.
– После окончания смены мы с друзьями решили остограммиться, – вспоминает Шарафиев. – Купили бутылочку, встали за углом магазина и начали разливать. Тут к нам подходит какой-то мужик и просит одолжить стакан (пустой, не с водкой), а у самого – лицо чумазое, одет черт знает во что. Ну, я его и послал подальше. И тут мои более осведомленные товарищи говорят: “Ты что делаешь, ведь это знаменитый Стаханов!” Алексей Григорьевич не обиделся на меня, мы с ним потом подружились… Он даже помог нашей бригаде рекорд поставить. Пользуясь своим авторитетом, он договорился, чтобы нам бесперебойно в смену вагонетки подкатывали…
Ихтиолог по велению партии
Получив травму позвоночника и пролежав в больнице восемь месяцев, Шарафиев расстался с профессией шахтера, вернулся в родной Арский район. Работал столяром, плотником, мастером в строительно-монтажном управлении… Как-то вызвали его в райком партии да пристыдили: “Негоже офицеру запаса оставаться простым рабочим, когда в районе нужно рыбное хозяйство поднимать”. Раз партия сказала “надо” – значит, надо. Поступил Шарафиев в Дмитровский институт рыбного хозяйства, стал учиться, как он говорит, “на ихтиолога”, параллельно работал в Арском рыбхозе. Но об этом периоде своей жизни Шарафиев вспоминать не любит – уж очень много там безобразий было, с которыми ему приходилось воевать.
Мастер на все руки
Хотя сейчас Саету Шайхиевичу 76 лет, он ведет активную жизнь, сумел сохранить бодрость духа, которой позавидуют и более молодые. Директор детской школы искусств Альберт Гайнутдинов вообще считает его незаменимым.
Не ошибемся и мы, если скажем, что Шарафиева в Арске знает каждый. Он и старую гармонь починит, и модные сапоги отремонтирует, и на праздничном концерте выступит. Пишет стихи, сочиняет мелодии – едва ли не с пеленок пристрастился к музыке, а к пятнадцати годам играл на скрипке, пианино, гармони.
И еще он – местный меценат. Не от большого богатства, конечно, а от большой любви к народной музыке и желания поддержать одаренных ребятишек. У него самого был такой учитель. Агроном из его родной деревни, заметив в нем, семилетнем мальчишке, неординарные творческие способности, пристрастил его к скрипке, преподал азы музыкальной культуры… В прошлом году Шарафиев организовал и спонсировал конкурс юных гармонистов.
– Конкурс среди гармонистов старше 15 лет в районе провели, а младшие школьники оказались не у дел. Им же обидно… Вот и решил я восстановить справедливость, – объясняет Сает Шайхиевич. – Обошелся он мне тысячи в две, сумма небольшая по сравнению с радостью, которую испытали наши ребятишки.
На свои деньги в 1996 году он издал и небольшую брошюру со стихами арских школьников – то-то им было радости.
Нам стало интересно, как супруга относится к тому, что ее муж отвлекает деньги из семейного бюджета. Диляру Габдрахмановну “общественные причуды” супруга не шокируют, напротив, она не скрывает гордости.
– Он у меня очень умный, столько интересного рассказывает, все знает… – с любовью глядя на супруга, признается она.
И нам тоже стало приятно, что наш верный подписчик – такой веселый, разносторонний, увлеченный человек.