Со вчерашнего дня в республике практически прекращено диспетчерское сопровождение школьных автобусов при помощи спутниковой навигации. Как нам пояснили в пресс-службе Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, деятельность ГУ “Дирекция АИУС-РТ”, занятого на этом “фронте работы”, было решено приостановить. Сотрудники отправились в неоплачиваемый отпуск, а школьные автобусы остались “беспризорными”.
Напомним, что спутниковую систему контроля и слежения за осуществлением дальних и особо сложных рейсов – систему GPS-навигации – Татарстан ввел первым в России. Суть ее заключается в следующем. На автобус ставится специальное оборудование, при помощи которого сигнал о его передвижении и остановках отправляется в информационный центр Минтранса в онлайн-режиме. На экранах, установленных в диспетчерском центре, отображается схематичная “живая” картинка. Все данные о работе автобуса – начиная от скорости передвижения, вплоть до расхода топлива и времени в пути, автоматически заносятся в память компьютера. Центр рассчитан на десять тысяч объектов, в том числе автобусов, речных судов и даже дорожной техники.
Данными центра пользовались многие, в том числе Госавтоинспекция, МЧС, служба медицины катастроф, Министерство образования и науки. Причем польза от введенного новшества (а в центр до последнего времени со всех регионов России вереницей тянулись специалисты, желающие завести у себя такое чудо современной техники) очевидна – не только экономическая, но и касающаяся безопасности дорожного движения. Пожалуй, никому не нужно объяснять, насколько важна постоянная связь с водителем и междугороднего автобуса, и уж тем более перевозящего детей. Вызов ГИБДД, “скорой”, дорожной службы и т.д. через диспетчера проходит куда более оперативно.
Так вот всей этой благодати вчера пришел конец. Почему? Ответ Минтранса банален – по причине недофинансированности деятельности дирекции. С 1 января этого года предприятие не получало положенных из бюджета средств. В течение трех месяцев еще как-то удавалось выкраивать деньги на зарплату сотрудникам – за счет оборотных средств. Дело в том, что кроме школьных автобусов центр отслеживает передвижение и междугородних, чьи хозяева исправно вносят плату по договору. Справедливости ради отметим, что тоже не все. Но с апреля положение стало поистине пиковым, и деятельность дирекции приостановили. К слову сказать, удивительно “подходящий” момент для этого выбран: как раз накануне, 31 марта, вышел указ Президента России Дмитрия Медведева о повышении мер безопасности на транспорте. А если вспомнить, что на носу пик паводка, когда сельские дороги преподносят самые разные сюрпризы?
Правда, в ближайшее время решено провести аудит ГУ “Дирекция АИУС-РТ”, а вопрос вынести на заседание республиканской Комиссии по безопасности дорожного движения, которое планируется на эту среду.