Время платить по счетчику

Своеобразной экспериментальной площадкой в области жилищно-коммунального хозяйства стал нынче Лениногорск.

Автор статьи: Гульшат МУТАВАЛОВА

Своеобразной экспериментальной площадкой в области жилищно-коммунального хозяйства стал нынче Лениногорск. Здесь организован современный учет потребления коммунальных услуг по новым технологиям, и этот опыт может быть полезен всему Татарстану.

В  Лениногорске прошло выездное заседание Комиссии Госсовета по контролю за реализацией приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”.

Злостным неплательщикам придется несладко

Перед началом заседания депутатам Госсовета республики было предложено посетить объекты жилищно-коммунального хозяйства города и убедиться в достижениях по внедрению энергоресурсосберегающих технологий.

В доме №48 на улице Куйбышева с недавнего времени используется современная методика очистки водопровода. Проблема жесткой воды очень серьезна, особенно для Лениногорска. Кислотное средство “металин Т-20” применяется для очистки трубопроводов холодной и горячей воды, систем отопления жилых домов от окалины, ржавчины, низкотемпературной накипи и других отложений. Была отмечена невысокая стоимость очистки, по сравнению с самой заменой водопровода экономия составляет почти 900 тысяч рублей. Однако при этом присутствующие обратили внимание на то, что в первую очередь не мешало бы задуматься о качестве самого процесса подготовки воды, тогда, возможно, и вопроса очистки труб не возникло бы… Да и о влиянии на экологию надо бы подумать.

Продемонстрировали гостям и опыт реконструкции системы холодного водоснабжения, с установкой индивидуальных приборов учета в местах общего пользования – в подвальном помещении. Управляющая компания за свой счет установила дополнительные счетчики воды для каждой квартиры (при том, что имеются поквартирные индивидуальные приборы учета). Итог оказался любопытным: в ряде случаев показатели счетчиков имели серьезные различия. Получается, что особые “умельцы” ухищрялись “подкручивать” счетчики у себя в квартирах, тем самым оплачивая меньший объем воды, чем реально потребляли.

В доме на Грибоедова, 15 оборудована система индивидуальной подачи воды в квартиры – по отдельному стояку. Она располагается также в закрытом подвальном помещении, что не позволяет влиять на ее работу недобросовестным потребителям. Данная практика позволяет снимать показания в любое удобное время, при этом присутствие хозяина квартиры не обязательно, а при авариях отключается отдельная квартира, минуя других потребителей. Кроме того, есть возможность ограничить подачу воды отдельному абоненту, так что злостным неплательщикам придется несладко.

Депутатам показали и автоматизированную систему дистанционного сбора данных с приборов учета. Показания индивидуальных счетчиков каждой квартиры передаются по радиоканалу в общий терминал в подвал, где к этим сведениям добавляются показания общедомовых приборов учета. После этого собранная информация автоматически отправляется в диспетчерский центр, что позволяет контролировать расход коммунальных ресурсов в режиме реального времени.

Положительную картинку омрачила лишь довольно высокая стоимость подобных систем – от шести тысяч рублей на каждую квартиру. К тому же отсутствовала система автоматического регулирования подачи тепла, что заметно снижает экономическую эффективность принятых мер.

Опыт интересный, но вопросы остаются

Уже на заседании комиссии председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев обратил внимание на то, что потребление жилищно-коммунальных услуг в России в разы превышает существующие рациональные международные нормы.

– Граждане часто возмущены тем, что не знают, за что им приходится платить большие суммы. Например, есть квартиры, где прописан один человек, а проживают шесть. Соответственно, там потребление воды в шесть раз больше, а платят по нормативу за одного. В итоге бремя ложится на плечи остальных жильцов. Многие негодуют от понятия “общедомовые нужды”. Опыт Лениногорска в этом плане очень интересный. Здесь есть хорошие инженерные решения, но, по всей видимости, экономическая и юридическая стороны требуют большей проработки, – сказал он.

Советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ленар Валеев, в частности, отметил, что в 2008-2009 году была реализована программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, основной задачей которого было использование эффективных технических решений и применение долговечных материалов и ресурсосберегающих технологий. За два года было заменено почти четыре тысячи километров внутридомовых инженерных сетей отопления, утеплен 571 дом, установлено 6335 общедомовых приборов учета. Оценив опыт Лениногорского района, он указал на необходимость организовать новые договорные взаимоотношения между поставщиками коммунальных услуг, управляющими компаниями и потребителями.

По словам депутата Госсовета Исхака Садриева, который является генеральным директором АУ “Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства” Лениногорского муниципального района, сейчас остро стоит вопрос потери горячей и холодной воды. Управляющими компаниями выявляются факты хищения. Например, проблема с “нулевой пропиской”: в доме прописан только хозяин, который работает и живет на Севере. Он сдает квартиру, в ней в итоге проживает уже далеко не один человек.

– Обычно в таких квартирах отсутствуют индивидуальные счетчики, а хозяин еще и справку умудряется предоставлять о том, что живет в другой местности и услугами не пользуется. В итоге все расходы несут добросовестные плательщики, – сказал Исхак Садриев. – Анализируя передовой мировой опыт, мы приняли решение до минимума снизить влияние человеческого фактора. Часто права добросовестных плательщиков не защищаются, наоборот, им приходится оплачивать расходы на общедомовые нужды. При этом в выгодном положении находится тот, кто занимается хищением коммунальных услуг…

За “щедрость” поставщиков отвечать не будем

Отвечая на вопросы журналистов, Марат Галеев отметил, что сейчас население часто оплачивает бесхозяйственность поставщиков.

– Вода неделями течет по улице, а никого это не волнует. В итоге все закладывается в тарифы для жильцов. Понятие нормативов должно уйти в прошлое, но для этого нужно везде установить счетчики. Я думаю, что и население готово участвовать в затратах для налаживания нормального учета расходов, если, конечно, оно будет знать, за что платит, – сказал он. – Измерительные приборы нужны обязательно. Мы в начале пути. В Лениногорске мы имеем, по сути, эксперимент – то, как это можно сделать. Есть несколько вариантов инженерных решений, каждый имеет свою привлекательную сторону. Но в любом случае будущее за этим.

Справка “РТ”. Население Лениногорска сегодня составляет 80 тысяч человек. Жилищный фонд города составляет 1136 тысяч квадратных метров. Количество многоквартирных домов – 513. Управлением жилищного фонда занимаются восемь управляющих компаний и 23 товарищества собственников жилья. Здесь в сфере ЖКХ работают 1,5 тысячи человек, предоставляют услуги населению  более чем на 750 миллионов рублей в год.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще