Более 150 тысяч тонн металлолома, 8 тысяч тонн резины, сотни тонн переработанных масел и различных автомобильных жидкостей – так называемых вторичных ресурсов предполагается вовлечь в оборот в результате реализации эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, который начнется в России аккурат в день празднования Международного женского праздника – 8 Марта (об этом “РТ” сообщала в предыдущем номере от 2.03.10 г.).
Разговор об этом шел и на традиционном брифинге в Кабинете Министров во вторник, участие в котором приняли заместитель министра промышленности и торговли Олег Власов, заместитель генерального директора “КАН-Авто” Сергей Чернов, главный инженер ОАО “Соллерс – Набережные Челны” Оксана Матюша и представители других республиканских фирм-автодилеров, пожелавших принять участие в эксперименте, а также сотрудники правоохранительных органов.
Собственно, идея утилизации “престарелых” авто и получения компенсации в виде преференций на покупку новых не нова, такие схемы давно существуют в развитых европейских странах и существенно помогают не только стимулировать местную автопромышленность и активно использовать вторичные ресурсы, но и оздоровить окружающую среду. В российском варианте экологии пока отводится не самое главное место. Хотя, безусловно, чем меньше на дорогах страны будет грозящих в любую минуту развалиться “автостарушек”, пыхтящих неотработанным топливом и оставляющих на асфальте масляные подтеки, тем чище станет воздух и, вероятно, снизится число ДТП по причине технеисправности. А вот бесхозный хлам в виде облезших автомобильных кузовов и “ничейных” машин в городских дворах и лесопарковых зонах, увы, пока по-прежнему останется на своих местах. Но будем надеяться, что скоро дело дойдет и до них. А пока в поддержку российского автопрома предполагается заняться автомобилями хозяйскими – с документами и не разобранными по частям. Кстати, это одно из важнейших условий приема авто на утилизацию – машина вовсе не обязательно должна быть на ходу, ее можно притащить хоть на эвакуаторе, хоть на жесткой сцепке, но все необходимые агрегаты в ней должны наличествовать, а проверять комплектацию будет специальный менеджер. Нет смысла беспокоиться мошенникам – украденное авто не получится сдать в обмен на новое по той причине, что при приеме нужно будет предъявить все положенные документы на автомобиль и личный паспорт. Не стоит и торопиться покупать за копейки чей-то старый автомобиль – примут лишь тот, что находится в вашей собственности более года.
Хватит ли на всех владельцев отслуживших свой век железных коней новых автоскакунов и не затянется ли их получение? По некоторым данным, поучаствовать в эксперименте уже готовы около полутора тысяч татарстанцев. Как отметил Олег Власов, общение с гражданами показывает, что многие автовладельцы хотят приобрести в рамках эксперимента отечественные автомобили низкого ценового сегмента. И трудно предположить, достаточно ли таких автомобилей у заводов-изготовителей.
А вот по словам Сергея Чернова, на “КАН-Авто”, например, для этой работы выделено десять менеджеров, которые будут принимать клиентов в заранее оговоренное время и по предварительной же договоренности о выборе нового автомобиля. В идеальном варианте в случае выплаты стоимости машины наличными (естественно, за вычетом суммы, полученной за металлолом) процедура “от сдачи до покупки” займет около трех часов. Если же компенсацию предполагается использовать как первоначальный взнос при покупке авто в кредит, то подождать придется несколько дней – пока не будет получено одобрение банка.
Один интересный нюанс. Как правило, старые автомобили принадлежат пожилым же людям, которым банки обычно отказывают в открытии кредитной линии. Так вот в рамках эксперимента кредит можно будет получить в случае, если у престарелого владельца утилизированного авто есть дети или другие родственники, готовые взять на себя ежемесячные взносы.
На начальном этапе реализации программы на территории Казани будут работать два дилера, в Набережных Челнах – два, в Азнакаеве и в Нижнекамске – по одному.
Подробная информация об эксперименте с адресами официальных дилеров и предприятий-разборщиков старых авто, утвержденная Министерством промышленности и торговли РФ, размещена на сайте Министерства промышленности и торговли РТ (mpt.tatar.ru).