Вчера на парламентских слушаниях по бюджетному посланию Президента РТ депутаты и Правительство вели речь о том, как мы будем жить в 2001 году. Выступающих можно было условно разделить на две категории. Одни – вице-премьер – министр экономики и промышленности Сергей Когогин и министр финансов Роберт Мусин – стремились убедить собравшихся, что при всей сложности ситуации (Татарстан впервые за последние годы формирует бюджет в едином правовом поле с Россией) уровень жизни населения в новом году не снизится. Вторые – депутаты – принимали все сказанное как должное и доказывали, что Правительство приняло ну очень скромный бюджет, что многие доходы (особенно от реализации нефти) не учтены. А это значит, что не мешало бы увеличить как доходную часть бюджета, так и расходы, особенно на социальную сферу, которая пострадала особенно сильно. Таким был главный лейтмотив слушаний, что, впрочем, не исключало некоторых вариаций на тему плодово-ягодных садов, о финансировании которых авторы бюджета почему-то забыли.
Итак, что же за бюджет мы можем получить в следующем году? Минэкономпром спрогнозировал, что валовой региональный продукт составит 228 млрд. рублей, объем промышленного производства достигнет 220 млрд. рублей. Денежные доходы на душу населения вырастут до 2300 рублей, средняя заработная плата – до 2600. В бюджете заложена инфляция в размере 12 процентов. На основании прогноза Минфин предложил доходную часть республиканского бюджета в размере – 18,3 млрд. рублей, расходы – в размере 19,9 млрд. рублей, дефицит, соответственно, – 1,6 млрд. рублей.
Любопытная ситуация возникла в связи с ценой на нефть, которая была заложена при подсчете доходов бюджета. Министр финансов Роберт Мусин назвал цифру 20 долларов за баррель (сегодня на рынке – свыше 30 долларов), при обсуждении проекта бюджета в комиссиях фигурировала цифра 21 доллар за баррель. Депутат Александр Штанин сделал свой расчет, и получилось, что Правительство так занизило доходы от реализации нефти, что при простой операции деления цена на сырье не превышает 8 долларов за баррель.
В выступлении Штанина прозвучал вопрос: почему бюджет предложен с дефицитом в 1,6 млрд. рублей? При таких ценах на нефть и росте производства этого быть не должно. Депутат считает, что таким образом Правительство создает ситуацию, когда получателям бюджетных средств придется ходить и просить свои деньги. А Минфин, ссылаясь на дефицит, может их дать, а может – не дать. Во-вторых, столь скромный бюджет, а именно его доходная часть, приведет к тому, что появятся сверхдоходы. К примеру, по итогам 9 месяцев 2000 года доходные статьи бюджета перевыполнены в среднем на 30 процентов. А по закону о бюджетной системе РТ распределение сверхдоходов – исключительная прерогатива Правительства. Оно их и распределяет: одним по итогам 9 месяцев выделяет больше на 20 процентов, а другим – на 240 процентов. (Добавлю, что Роберт Мусин на состоявшейся после слушаний пресс-конференции не смог с ходу, как говорится, навскидку сказать, куда конкретно были направлены сверхдоходы бюджета, правда, при этом пообещав, что на пленарной сессии в декабре депутаты получат полный отчет о том, куда ушли эти деньги и в каком размере.)
Понятно, что в 90-е годы, когда принимался закон о бюджетной системе, сверхдоходы были настолько малы, что депутаты без тени сомнения доверили распоряжаться ими Правительству. Но сейчас, при столь высоких ценах на нефть, наверное, есть смысл пересмотреть это положение, тем более что обе стороны – и Правительство, и парламент – ратуют за прозрачность бюджета. Кстати, Госдума России на этот шаг уже пошла, серьезно ограничив возможности федерального Правительства в распоряжении дополнительными доходами. Чем ответит Госсовет Татарстана?
Другой вопрос – это последствия отказа Татарстана от специального бюджетно-финансового соглашения с Россией. На пресс-конференции Роберт Мусин сообщил журналистам, что сумма выпадающих в связи с этим доходов составляет примерно 15-18 млрд. рублей. Это и понятно. По словам председателя Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И.Сафиуллина, раньше 75 процентов доходов оставалось в Татарстане, а 25 – уходило в центр. Теперь пропорции изменились: в республике останется 40 процентов доходов, а 60 – уйдет в федеральную казну. Естественно, такое положение не очень устраивает регионы-доноры, к числу которых относится и Татарстан. По мнению министра финансов, должен быть найден механизм действенного стимулирования тех субъектов, которые увеличивают собственную налогооблагаемую базу, а не ждут субсидий из Москвы. Нынешний российский бюджет такого механизма не предложил, однако Татарстан намерен через своих депутатов в Госдуме изменить ситуацию.
Что касается восполнения выпадающих доходов 2001 года, то, как заметил Р.Мусин, руководители республики ведут переговоры с Минфином РФ о том, чтобы процесс вхождения Татарстана в единое бюджетное поле с Россией растянуть хотя бы лет на пять. За этот период республика сможет нарастить налогооблагаемую базу, чтобы население не почувствовало снижения жизненного уровня.
На парламентских слушаниях выступили также народные депутаты З.Ягудин, М.Хаснуллин, Ф.Мусин, Р.Валеев, Р.Туфетулова.
По итогам слушаний приняты рекомендации Кабинету Министров, Министерству финансов и Государственному Совету РТ для дальнейшей работы над проектом бюджета-2001.