Цвет дружбы на белой стене

Мы продолжаем публикацию материалов, рассказывающих о жизни национальных диаспор в республике.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Мы продолжаем публикацию материалов, рассказывающих о жизни национальных диаспор в республике.

Как известно, Татарстан – один из самых этнически богатых регионов страны. Здесь живут представители 115 национальностей, и большинство из них объединены в общины или национально-культурные автономии, работу которых координирует Ассамблея народов Татарстана.

Наш путь – в Набережные Челны. Ведь именно здесь была образована одна из первых в нашей республике национальных общин. Ее основали посланцы солнечного Азербайджана. С далекого Каспия сюда приезжали на ударную комсомольскую стройку десятки молодых парней, обзаводились здесь семьями, пускали корни. И теперь им трудно отделить две родины: ту, где родились, и ту, которая стала колыбелью для их детей и внуков.

Казань – Баку

Татарстан и Азербайджан связывают узы, уходящие в глубь истории. Имена, даты, события тесно переплетаются, создавая тот рисунок взаимоотношений, которые принято называть братскими. И дело не только в том, что азербайджанцы и татары По-волжья близки этнически и относятся к одной тюркской группе алтайской языковой семьи. В дореволюционной России азербайджанцев называли “татарами”, а  Лермонтов, будучи на Кавказе, писал, что хочет изучить азербайджанский именно как “татарский язык”.

Азербайджанцы – самый многочисленный этнос из титульных народов Закавказья. Их общая численность в мире превышает 17 млн. человек. При этом на территории самого Азербайджана живет около шести миллионов, в Татарстане же, по последним данным, – более десяти тысяч.

Далекой каспийской стране мы можем быть благодарны не только за помощь в освоении нефтяных месторождений нашей республики в военное время, но и за события куда более давние. И тут можно вспомнить два имени, в чьей судьбе есть “азербайджанский след”. Это Ризаэтдин Фахретдин и Габдулла Тукай.

Как вспоминала одна из дочерей известного татарского просветителя Ризаэтдина Фахретдина Асьма Шараф, в 1924 году ее сестра Зайнаб и брат Сагит были исключены из институтов за то, что их отец является муфтием. В ту пору тем, чьи родители были выходцами из духовного сословия, как правило, не разрешали учиться в высших учебных заведениях. “Узнав о том, что детям не дают учиться, – вспоминала Асьма-ханум, – отец сильно расстроился, загоревал. Подумав, “а вдруг помогут”, написал письма председателям ВЦИК – М.И.Калинину на русском языке, Нариману Нариманову – по-тюркски. Он написал, что единственным препятствием для учебы детей в вузах является то, что он муфтий. Через некоторое время отцу сообщили, что его детям разрешено продолжить учебу…”

Напомним, что Нариман Кербалай Наджаф-оглы Нариманов был видным государственным деятелем, председателем Совнаркома Азербайджанской ССР и одним из председателей ЦИК СССР. Имя Нариманова, который в свое время помог детям Ризаэтдина Фахретдина, сегодня носит одна из улиц Казани.

Нариманов принял участие и в судьбе Габдуллы Тукая. Говорят, именно он первым поставил точный диагноз поэту, определив его заболевание. В 1908-1914 годах Нариманов, тогда видный писатель и драматург, находился в ссылке в Астрахани, где принимал активное участие в культурной жизни мусульманской общины города. Тут он и познакомился с Тукаем, прибывшим сюда из Казани.

Как пишет исследователь Гульсум Мухаммедова, скорее всего, истинной причиной поездки Габдуллы Тукая в Астрахань было желание поправить здоровье. Нариман Нариманов, увидев больного Тукая, заметил, что приехать надо было на год-два раньше, но все же посоветовал подлечиться кумысом. Следуя рекомендации коллеги по перу, к тому же медика по образованию, Тукай, живший в селе Калмык Базары в доме своего учителя и друга Шахида Гайфутдинова (Гайфи), начал пить кумыс. По воспоминаниям его младшего брата Ханафи Гайфутдинова, который через день привозил поэту этот целебный напиток, Тукай пил его очень неохотно, но перед отъездом выглядел посвежевшим и искренне благодарил мальчика…

Еще одно яркое имя связывает Казань и Баку. Это Мирза Мухаммед Али Казем-Бек – выдающийся ученый-востоковед, первый декан факультета восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета (ныне восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета). Свою научную карьеру он начал в 1828 году в Казанском университете. Здесь была учреждена кафедра турецко-татарского языка, которую возглавил Казем-Бек. Есть основания утверждать, что профессор Казем-Бек готовил Льва Толстого к вступительным экзаменам в Казанский университет по турецкому и арабскому языкам.

В 1839 году в Казани вышла в свет “Грамматика турецко-татарского языка”, что явилось крупным событием в отечественной тюркологии. В ней впервые сравнивались и сопоставлялись факты турецкого и ряда других тюркских языков. Сочинение было удостоено Демидовской премии – наиболее почетной научной награды России в то время.

Соединенные историей

И далеко не случайно вторая часть Дней культуры Азербайджана в России, прошедших в 2007 году, была перенесена именно в Казань. В рамках их официального открытия от имени Президента Минтимера Шаймиева, Государственного Совета и Правительства РТ гостей приветствовала заместитель Председателя Госсовета республики Римма Ратникова.

Она подчеркнула, что культуры татарского и азербайджанского народов связывают многочисленные и разнообразные нити. При этом Римма Ратникова упомянула и мусульманскую фракцию первой, царской, Государственной Думы, которую образовали депутаты-татары и азербайджанцы, и сильнейшее влияние азербайджанских поэтов на татарскую поэзию, и знаменитые совместные гастроли татарской и азербайджанской театральных трупп, и тот факт, что Гран-при первого “Золотого Минбара” получили именно азербайджанские кинематографисты.

– В Национальном архиве Татарстана имеются документы, наглядно подтверждающие, что азербайджанский и татарский народы связывает не только общ-ность языка и религии, но и давние традиции взаимопомощи и сотрудничества, – отмечает исполнительный директор Ассамблеи народов Татарстана Николай Владимиров. – В них есть, например, сведения о том, что азербайджанцами, жившими в Казани на рубеже XIX и ХХ столетий, было создано свое национальное общество, которое распространяло сатирический журнал “Молла Насреддин” под редакцией выдающегося азербайджанского писателя-сатирика Джалиля Мамед-Гулу-заде.

Да и первая труппа татарского национального театра была сформирована именно в Баку. И по сей день в нефтеносных районах Азербайджана проживает немало татар, предки которых приехали туда более ста лет назад на заработки.

Объединяет нас и общая советская история. А вот на самом закате СССР, в 1988 году, группа представителей азербайджанской диаспоры, живших в Казани, создала общество “Огуз”, названное так в честь одной из ветвей тюркских племен, которая дала начало азербайджанскому, турецкому, туркменскому и крымско-татарскому народам. Активисты “Огуза” вместе с молодыми татарскими энтузиастами в 1988 году возродили в Казани замечательный, жизнеутверждающий восточный праздник Навруз-байрам, который с тех пор проводится по всей республике.

В ноябре 1992 года уже при новом председателе азербайджанского общества Ибрагиме Ибрагимове была осуществлена официальная регистрация азербайджанского общества “Огуз”. В 1994 году оно преобразовалось в общество дружбы “Татарстан – Азербайджан”. А в октябре 1998 года была учреждена национально-культурная автономия азербайджанцев Казани, которая через год приобрела статус республиканской.

Позже в Бугульме заработала городская автономия азербайджанцев “Диляр”, затем были созданы автономии и представительства АНКА РТ “Азербайджан” в Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Чистополе.

Их морозы не пугают

У каждой ныне существующей азербайджанской автономии своя история. Но вот раньше других объединились те, кто приехал на комсомольскую ударную стройку автогиганта на Каме.

– Никогда не забуду первый день, когда мы с друзьями в составе отряда “Дружба” ступили на землю Нижнекамска. Именно с этого города началась моя “татарская” биография, – рассказывает Гасан Мамедов, возглавляющий работу набережночелнинской общины с первых дней ее официальной регистрации в 1992 году. – На календаре 10 ноября 1972 года. Я, приодетый, рубашечка на мне нарядная, на ногах лакированные туфли, спускаюсь с трапа самолета. А тут минус двадцать. Но теплая встреча, которая ждала нас, быстро заставила забыть тот первый страх перед морозами.

Энергичного и принципиального парня заметили сразу. Уже через год его пригласили на работу в органы внутренних дел. Гасан начал работать в милиции, охраняя общественный порядок в бурно строящемся автограде. В первый же свой отпуск съездил на родину и привез сюда жену. Свою избранницу он знал с детства, с первого класса сидели за одной партой. Сразу же вокруг них собрались земляки, именно тогда, в начале семидесятых годов, на свадьбе Мамедовых и была заложена основа нынешней автономии челнинских азербайджанцев.

А объединились вокруг Мамедовых не случайно. Глава семьи происходит из большого рода Шыхлы, который известен в Азербайджане своей историей. Генерал артиллерии Алиага Шыхлинский, прославленный писатель Исмаил Шыхлы, а еще десятки литераторов, журналистов, общественных и государственных деятелей верой и правдой служили и служат своему народу.

И супругу себе Гасан Самедович подобрал под стать. Прадедушка Махбубы-ханум – известный Молла Вели Видади. Его знаменитые строки, переведенные Константином Симоновым, на слуху и ныне: “Мы жить не можем, смерть поправ, – как тяжко умирать! На жизнь имея столько прав, как тяжко умирать!”

Национальные образования азербайджанцев республики, как считает Николай Владимиров, тщательно и продуманно выстраивают взаимоотношения с государственными и общественными структурами районов и республики, с религиозными и национальными объединениями. Здесь сложились свои традиции, одна из которых – благотворительность. И акции или мероприятия, проводимые каждой общиной, – это не формальность, а потребность души поделиться с другими людьми теплом, участием, добротой, свойственными этой нации.

– Я могу долго перечислять добрые дела, которыми отмечена деятельность наших азербайджанцев, – замечает директор дома дружбы народов “Родник”, что в Набережных Челнах, Фарида Белецкая. – Они стали инициаторами многих начинаний. К примеру, именно они предложили организовывать благотворительные концерты с обедами для ветеранов войны и труда. Первый такой концерт был проведен на 60-летие Победы.

Гасан Мамедов – человек, чей жизненный путь может послужить примером. Он не только перво-строитель нашего города, а представитель профессии, очень нужной Набережным Челнам. Знаете, именно Гасан Мамедов в сложный период жизни города, когда у нас набирали силу молодежные группировки, предложил свой вариант решения проблемы. Он пригласил из Москвы группу опытных игротехников, которые разработали деловую игру “Подросток и взрослый: что вместо конфликтов?”. Она была массированно проведена в молодежных аудиториях. Больше скажу, именно по итогам этой игры было принято решение о строительстве в автограде молодежного центра и создании челнинской ассоциации подростков.

Здесь нет равнодушных

Скучают ли они по Азербайджану? Конечно, ведь у каждого там большая родня. Но, в конце концов, есть лето, есть отпуск. Можно сесть в свою машину, как это делают каждый год Гасан Мамедов и его близкие, и съездить отдохнуть, прикоснуться к родным камням, поклониться им. Но основная их жизнь – здесь. И потому все боли, проблемы, радости они делят с Татарстаном. Среди челнинских азербайджанцев много успешных людей, крепко стоящих на ногах и помогающих другим.

Кроме того, немалое духовное подспорье – воскресная школа, созданная при поддержке городских властей. Она дает возможность детям-азербайджанцам, живущим здесь, изучать родной язык, историю, культуру, традиции своего народа.

– У нашего народа есть поговорка: “Белую стену в любой цвет выкрасишь”, – говорит директор воскресной школы Ханум Насибова. – И от нас зависит, каким будет новое поколение азербайджанцев Татарстана. Но есть на чьем примере воспитывать детей. Это и педагог-литератор Аламзар Искандарова, заслуженный строитель РТ Гашим Гашимов, руководитель известной в республике строительной фирмы “Апшерон” Михаил Оджахвердиев, его главный инженер Вугар Гасымов, бизнесмены Эюп Гасанов и Зияфат Гасымов. А как не сказать о талантливой, творческой семье Керимовых? Ее глава Горхмаз-эффенди со своими сыновьями создал первую национальную музыкальную группу, которая украшает все наши праздники.

– Бывает порой обидно, что нашу нацию олицетворяют только с рынком, – говорит Гасан Мамедов. – А ведь все знают имена знаменитых азербайджанцев Муслима Магомаева, Рашита Бейбутова, Полада Бюль-Бюль Оглы. Что касается современной молодежи, думаю, в обществе заметили творчество российского эстрадного артиста, музыканта, участника телепроектов КВН и Comedy Club Тимура Родригеза (Керимова). Достойный молодой человек. И таких немало.

К Гасану Мамедову земляки приходят десятками для разрешения своих проблем, зная о его юридическом образовании и милицейском прошлом. И людям с чистым сердцем здесь всегда рады, с удовольствием приглашают к столу. Мы, кстати, за этим столом побывали. И трудно удержаться, чтобы не поделиться секретами удивительной по вкусу восточной кухни, которые мы разузнали у Махбубы Мамедовой. Давайте приготовим вместе азербайджанские сладости.

– Вот, возьмем шакербуру, – предлагает Махбуба-ханум. – Нужны пшеничная мука высшего сорта – 240 г, масло топленое – 60 г, молоко цельное – 80 г, яйца -1 шт., дрожжи – 8 г, миндаль очищенный или орех – 200 г, сахар – 200 г, кардамон – 0,4 г, соль. Молоко нагреем до 30-35 градусов, в него положим дрожжи, соль, яйца, топленое масло, просеянную муку и замесим крутое тесто. Тесто оставим часа на полтора. Затем сделаем 30-граммовые шарики и раскатаем их на маленькие кружочки толщиной два сантиметра. На кружочки положим начинку, закроем и винтообразно защиплем края. На поверхность нанесем узоры. Выпекают шакербуру при температуре 160-180 градусов в течение получаса. А начинка – это очищенный сладкий миндаль или жареный орех, протертые с сахаром в пропорции один к одному.

И вот у вас на столе маленький кусочек удивительной страны. Этот рецепт – самая малость той уникальной культуры древнего Азербайджана, к которой мы можем прикоснуться, не уезжая за моря и горы.

Страна – далеко, а люди – рядом. Как не вспомнить слова председателя Ассамблеи народов Татарстана Фарида Мухаметшина, который заметил: “Татарстан – толерантная республика. Однако, чтобы сохранить существующие мир и согласие, необходимо заниматься этими вопросами каждый день”. Так, как это делают азербайджанцы Набережных Челнов…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще