С первого марта 2010 года система оплаты жилищно-коммунальных услуг будет реформирована по нескольким направлениям. В частности, речь идет о платежах за пользование лифтом и вывоз твердых бытовых отходов в жилых домах Татарстана. Так, вводится раздельная оплата за услуги по содержанию лифта из расчета на один квадратный метр жилой площади и за пользование лифтом – с каждого человека, начиная с третьего этажа. Кроме того, будет раздельная плата и за услуги по содержанию площадки для сбора и хранения отходов и контейнеров из расчета на один “квадрат” жилой площади и за вывоз и утилизацию отходов – с человека. Данную новость озвучил в субботу на брифинге в Кабинете Министров республики первый заместитель Премьер-министра РТ Равиль Муратов.
В лифтах “квадраты” ездить не будут
Рабочая группа по оптимизации платежей населения за жилищно-коммунальные услуги и повышению энергетической эффективности была создана в первой половине февраля по распоряжению Премьер-министра, и возглавил ее Равиль Муратов.
– В соответствии с законом, за установление тарифов на коммунальные услуги ответственны муниципальные образования и сами поставщики. Но мы подошли к данному вопросу с позиции потребителей данных услуг, сделали сводный лист по платежам и обнаружили много непонятных вещей. Думаю, все эти проблемы мы постепенно устраним в процессе работы, – сказал Равиль Муратов. – Первым шагом по итогам деятельности рабочей группы стало то, что мы подготовили и внесли на рассмотрение постановление Правительства РТ “О мерах по повышению эффективности системы защиты прав и интересов населения при предоставлении жилищно-коммунальных услуг”. Сегодня оно было подписано Премьер-министром республики Рустамом Миннихановым.
По словам Равиля Муратова, было принято предложение органов местного самоуправления республики о необходимости реформирования системы оплаты жилищно-коммунальных услуг – введение раздельного предъявления платы за услуги по содержанию и использованию лифтов, за услуги по содержанию систем сбора и хранения отходов, контейнеров, а также введение единой формы платежного документа, предъявляемого жильцам на оплату ЖКУ. Таким образом, “в лифтах квадратные метры ездить не будут”. Он рассказал, что во время проверки обоснованности тарифов рабочей группой были обнаружены факты завышения “цифр”. Так, например, в Бавлах в тарифе на тепло 25 процентов пришлось на инвестиционную составляющую в виде амортизационных начислений и общехозяйственных расходов.
– Это очень большие проценты, а инвестиционная составляющая не должна превышать десяти процентов. Поэтому тариф на тепло должен быть снижен на 15 процентов. Сейчас мы решаем вопрос о том, как это оформить документально. Инвестиции в ЖКХ – дело хорошее, нужное. Но пытаться вернуть вложенные деньги в течение трех-четырех лет – это накладно для плательщиков. Мы так изначально не договаривались, – сказал Равиль Муратов.
Пора соизмерять желания и возможности
С некоторыми ситуациями, возникающими в муниципальных районах, еще не успели разобраться. Например, в одной из квартир в Камских Полянах платеж за горячую воду вырос сразу в шесть (!) раз. Вразумительного объяснения данному факту пока не нашлось.
– Мы продолжим проверки тарифов на услуги ЖКХ в других районах Татарстана. Если компании не смогут объяснить происхождение столь высоких платежей, то тарифы будут приведены в соответствие, а платежи тем самым уменьшатся, – подчеркнул первый вице-премьер. И добавил, что сегодня у многих управляющих компаний есть желание заработать как можно больше на населении, но “надо научиться соизмерять желания и возможности”. В республике будут бороться с “несправедливыми тарифами”.
В целом же по Татарстану, после принятия постановления, объем платежей только за лифты снизится, по предварительным подсчетам, на 263 миллиона рублей, а значит, именно на такую сумму будет уменьшена финансовая нагрузка на население. Равиль Муратов обратил внимание, что управляющим компаниям будет рекомендовано “выставляться на электронной площадке”, что в свою очередь позволит обеспечить конкуренцию в отрасли, а значит, и поспособствует снижению цен.
Также на брифинге первый вице-премьер сообщил, что до первого июля 2010 года предполагается разработать и внести в Правительство РТ проект концепции эффективности защиты законных прав и интересов граждан при получении ими жилищно-коммунальных услуг. В частности, предполагается создание Государственной жилищной инспекцией РТ, при участии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ, Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по РТ, эффективной системы претензионной деятельности в сфере предоставления ЖКУ. Также будут приняты меры по обеспечению прозрачности деятельности в сфере управления жилыми домами, в том числе публиковаться информация о деятельности управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов. По словам Равиля Муратова, здесь масса вопросов. Случается, что управляющие компании сами принимают решение о предоставлении услуг, включая их в платежные требования, а жильцы порой не знают, за что платят.