Чьи вы, хлопцы, будете?

Давно с таким интересом не взирал на киноэкран! Любопытно взглянуть глазами продвинутых кинематографистов на события 15-летней давности.

Почему сержант Асхат Зиганшин превзошел славой отважную “кандагарскую семерку”

 

Давно с таким интересом не взирал на киноэкран! Любопытно взглянуть глазами продвинутых кинематографистов на события 15-летней давности. Тем более что в силу своих журналистских обязанностей пришлось стать их непосредственным свидетелем, а в чем-то и соучастником.

Посмотрел. Поразился. Погрустил. Порадовался за зрителей, для большинства из которых драматическая кандагарская эпопея земляков стала открытием. Посочувствовал второму пилоту, Герою России Газинуру Хайруллину, единственному из экипажа Ил-76 присутствовавшему на предпремьерном показе “Кандагара” в казанском кинотеатре “Киномечта”. Машков, конечно, хороший актер, “мачо” российского экрана, но, как говорил городничий Сквозник-Дмухановский: зачем же стулья ломать? А их в “Кандагаре” он наломал немало!

Ему простительно: играл согласно сценарию, что называется, вслепую. Но Газинуру каково? Не случайно, думаю, он пришел на просмотр без Золотой Звезды на пиджаке. Можно представить, какие страсти могли бы разгореться, собери организаторы показа вместе всех членов экипажа!

Первыми возмутились бы инженеры: их-то куда дели? Летали, сидели и бежали всемером, а не впятером. Наверняка встал бы и национальный вопрос: в экипаже ни одного татарина, откуда-то взялся украинец. В общем, чьи вы, хлопцы, будете? А радисту впору подавать в суд на создателей и требовать с них материального возмещения за причинение морального вреда. В страшном сне ему не могло привидеться, чтоб он, как его экранный двойник, играл с охранниками в карты на пляжные фотографии из семейного альбома командира, выдавая их аскетическим мусульманам за порнографические открытки! Да и сам командир не в восторге от столь вольных интерпретаций своего тюремного дневника. И никакой фантазии не хватит, чтоб предположить в актере Балуеве трепетного поэта, исписавшего стихами за год неволи целую тетрадь!

Впрочем, это ведь не документальный, а художественный фильм, снятый “по мотивам”. “Кандагарцам” еще повезло: достаточно вспомнить, какой сценарий состряпал Мережко к фильму “Если бы знать” по мотивам чеховских “Трех сестер”, где героини предстали совратительницей, лесбиянкой, растлительницей несовершеннолетних. Так что экипаж машины грузовой на этом фоне выглядит вполне прилично. Тем более что “Кандагар” снят по голливудским калькам, рассчитан, в основном, на зрителя с попкорном – тут не до вящей достоверности и индивидуальности характеров героев.

Если бы фильм создавался по “горячим следам” событий, в нем, наверное, не было таких надуманных, фальшивых эпизодов, как футбольный матч, явление исламского “мессии” а-ля Бен Ладен, жестокость тюремщиков и т.д. Реальность 387 дней, проведенных пилотами в неволе, на самом деле куда драматичнее и психологически убедительнее самых вычурных режиссерских придумок.

Меня всегда удивляло, почему столь нетривиальный материал (находка для любого режиссера!) столько лет не был востребован кинематографом. За эти годы отснято множество приключенческих лент по высосанным из пальца сценариям про фантомасов-спецназовцев с клинической амнезией (“Сармат” и иже с ним), “чеченских”, вэдэвэшных и эфэсбэшных сериалов. Реальный же подвиг летчиков, по дерзости и мужеству сравнимый разве что с легендарным воздушным побегом из фашистского концлагеря Михаила Девятаева, не вызвал ни малейшего интереса у мастеров кино. И потому для не читающего газет, не следящего за информационными программами ТВ поколения героическая эпопея великолепной российской семерки довольно быстро выветрилась из памяти.

Россия, которая, как никогда раньше, нуждается в ярком героико-патриотическом примере для укрепления своего имиджа, национального духа, не сделала из этого факта ни политического, ни морального, ни эстетического бренда. Герои Кандагара стали лишь калифами на час, об их поступке вспоминают гораздо реже, чем о чисто символическом марш-броске моторизированного батальона российских миротворцев в косовскую Приштину. Но и его скоро забудут, потому что про это нет фильма! Нынешний отечественный кинематограф все чаще напоминает глухонемого энциклопедиста: сказать есть что, а не может.

И этим во многом объясняется тот несомненный факт, что сержанта Асхата Зиганшина с военной баржи Т-36, почти два месяца дрейфовавшей в Тихом океане, помнят до сих пор, а его тезку – бортинженера Асхата Аббязова из экипажа Ил-76 знают лишь близкие люди и коллеги по службе. Хотя один прославился в далеком 1960 году, другой сравнительно недавно – в 1996-м. “Самым популярным татарином” шестидесятых годов сержанта сделали не столько расхожие рок-н-ролльные куплеты: “Зиганшин – буги! Зиганшин – рок! Зиганшин слопал свой сапог!”, сколько художественный фильм о беспримерном дрейфе воинов-дальневосточников, обошедший тогда все кинотеатры Советского Союза.

На недавнем просмотре “Кандагара” моя соседка по креслу Эльмира Зиганшина призналась, что ее до сих пор донимают вопросом: не родственница ли она того самого Зиганшина? Вспомнила, что впервые узнала о своем знаменитом однофамильце из школьного учебника английского языка за 6-й класс, где рассказывалось о мужестве унесенной штормом четверки советских солдат. После материала “49 дней и вся жизнь” (“РТ”, 28.1.10.) вопросы про ее “родство” с героем публикации возобновились. Страна помнит своих героев!

А ведь если бы не американские моряки, обнаружившие среди океана утлую баржонку с изможденными донельзя солдатами, их 49-суточная голодная вахта могла стать недоступной для общественности военной тайной. В истории с пилотами гласность присутствовала с самого начала: кандагарские пленники находились под пристальным вниманием СМИ, ООН, президентов, дипломатов, политиков. А их триумфальное возвращение стало мировой сенсацией, и почести, оказанные им на родине, были сравнимы разве что с гагаринскими!

Правда, эйфория эта длилась недолго. Уже скоро один из членов экипажа стал совмещать полеты с должностью вахтера в проходной офиса “Аэростана”, а командир, Владимир Ильич Шарпатов, отсуживал в Бауманском райсуде право на профессию – компания уволила его по сокращению штатов. Чиновникам, далеким от воздухоплавания, удалось сделать то, что не смогли талибы 16 августа 1996-го – приземлить высококлассного пилота с 33-летним летным стажем. Что особенно удручало на том процессе: судья, народные заседатели и представители администрации компании держали себя так, словно истец был обычным сутягой, а не Героем России, рисковавшим жизнью для спасения политической репутации страны и, в том числе, финансовой – “Аэростана”. Прав Бальзак: “Слава – товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо”. Впрочем, это сюжет для другого фильма.

Относительно же “Кандагара” у меня нет сомнений, что он окончательно разведет членов героического некогда экипажа. “Черная кошка” пробежала между ними еще в августе 1996-го из-за дискриминации в персональных оценках их общей заслуги. В Москве почему-то рассудили, что Героями Российской Федерации могут быть только двое, остальным достаточно ордена Мужества. А ведь на свою Золотую Звезду рассчитывал (и справедливо) каждый!

Об их поведении в плену я могу судить по книжке “Побег из Кандагара” (Екатеринбург, 2001 г.), подаренной мне Шарпатовым. Не всякий смог достойно выдержать катаклизмы, которым внезапно подвергла их судьба. Тут я бы сослался на писателя-моралиста Николу Шамфора: “В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть, в мелочах – такими, какие они есть”. В решающий момент экипаж действовал единой командой, хотя за день до этого его терзали разброд и сомнения.

 Теперь пятеро из них предстали пред страной во всей красе художественного воплощения. И от этого никуда не деться! Как гласит английская поговорка: у вас нет второго шанса произвести первое впечатление. И художественность – единственный оправдательный для них довод, на который они могут списать и сценарные огрехи, и не раскрытую режиссером истинную глубину и сложность натур прототипов, чьи черты пытаются копировать экранные герои. В конце концов, многие вещи, кажущиеся им надуманными, не соответствующими реальности и даже в чем-то оскорбляющие их, оправданы авторским стремлением стимулировать зрительский интерес. Ради этой цели не столь уж велик грех чуть поступиться творческими принципами.

Бесспорно одно: наконец-то появился художественный фильм, реанимирующий в нас изрядно подзабытое патриотическое чувство гордости за страну, которую аршином общим не измерить, и своих соотечественников, способных не только ныть, подличать, брать взятки, жировать, но, если припрет, то и победить смертельную опасность, вырваться из коварной западни. Короче, действовать без страха, по-мужски!

Помните реплику из старосоветского фильма: “А если бы он вез патроны?”. Эти мужики как раз патроны и везли, и чем это закончилось – смотрите на экранах! Жаль, что фильм необратимо запоздал. Но как говорится, лучше поздно, чем никогда!

Евгений УХОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще