За девять месяцев прошлого года доля собственных расходов всех татарстанцев на жилищно-коммунальные услуги составила в среднем 5,7 процента от семейных доходов, в частности у пенсионеров – 16 процентов.
Таковы результаты последнего мониторинга, проводимого Комитетом РТ по тарифам. Эксперты данного ведомства, исходя из максимального набора ЖКУ, прогнозируют, что в текущем году эти показатели будут соответственно 6,6 и 14,5 процента. Об этом сообщила на брифинге в Доме Правительства председатель Комитета РТ по тарифам Марина Файрушина. И в связи с этим мы вроде как должны сделать вывод: квартплата – не такая уж страшная потеря для семейного бюджета…
Вышел за рамки – возьми субсидию
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Наталья Бутаева уточнила, что озвученные руководителем тарифного ведомства данные приведены без учета субсидирования населения. А если принять во внимание все льготное меню, предусмотренное на федеральном и республиканском уровнях, то, к примеру, у пенсионеров квартплата в минувшем году не превысила в среднем семи процентов от их собственных доходов. С учетом предусмотренного в Татарстане комплекса мер социальной поддержки населения практически каждый пятый житель республики оплачивает лишь половину от фактически начисленных сумм за жилищно-коммунальные услуги.
По данным Минтруда, в ушедшем году средняя величина субсидии составила 691 рубль 59 копеек, а платеж получателей государственных преференций за ЖКУ – 870 рублей 92 копейки, или 12 процентов от доходов. Есть категория малоимущих граждан, которые вообще не платят за жилье, причем на вполне законных основаниях. В принципе, любая семья не должна тратить на ЖКУ свыше 21 процента (таков социальный стандарт) от совокупного дохода. Если у какой-то “ячейки общества” этот показатель получается выше, то она вправе обратиться в органы соцзащиты за матпомощью.
Так что руководители собеса призывают татарстанцев не паниковать при получении новогодних счетов-фактур за ЖКУ, в которых учтены уже повышенные тарифы на услуги, а спокойно прикинуть – выходят ли они за рамки 21 процента. И в случае положительного ответа идти в филиалы Республиканского центра компенсационных выплат, которые со следующего понедельника и до конца февраля будут работать допоздна и даже по субботам.
Счетчики помогут сэкономить
По мнению первого заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ Раузила Хазиева, снизить платежи за коммунальные услуги возможно и путем установки приборов учета воды, тепла, газа и электроэнергии. Счетчики помогут сэкономить, тем более, как заметил замминистра, наше законодательство “строится” так, что “без них жить становится невыгодно”, то есть постепенно уходит от нормативов. К примеру, в ноябре прошлого года принят Федеральный закон № 261 “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности”, которым предписано, в частности, до 1 января 2012 года оснастить все многоквартирные дома не только коллективными приборами учета ресурсов, но и индивидуальными.
В принципе, общедомовые счетчики обязывал устанавливать в процессе капитального ремонта жилья и 185-й закон “О Фонде содействия реформированию ЖКХ”. И если на 1 января 2008 года оснащенность приборами учета энергоресурсов в среднем по республике составляла 28,5 процента, то за два года выполнения этого закона данный показатель повысился до 56,7 процента. Всего, по данным Минстроя, коллективными счетчиками должны быть оборудованы 19 тысяч многоквартирных жилых домов, из них 10 тысяч уже оснащены, а до 2012 года будут “охвачены” и остальные. Это не касается новых зданий, которые в обязательном порядке укомплектовываются соответствующим оборудованием уже в процессе строительства.
Несколько сложнее ситуация с индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, газа и электричества. В Татарстане в многоквартирных зданиях насчитывается более одного миллиона домовладений, которые должны иметь свыше трех миллионов счетчиков, на текущий же день установлено около 1,6 миллиона. Власти надеются, что народ рано или поздно поймет, насколько экономнее оплачивать услуги по приборам.
Как отметил Раузил Хазиев, показания индивидуального счетчика должны быть приняты жилищной организацией для расчета платежа в обязательном порядке. Если счет-фактура отображает нормативные данные, нужно обратиться за разъяснениями в контору, осуществляющую управление вашим домом. Существует практика, когда перерасчет (в соответствии с показаниями прибора) производится по истечении определенного времени, а до того платеж начисляется по нормативам. В случае необоснованного отказа производить плату по данным квартирного счетчика следует обратиться в Государственную жилищную инспекцию.
Кстати, в ноябре прошлого года было принято постановление Правительства РТ, предусматривающее предоставление единовременной субсидии малоимущим семьям, установившим приборы учета электроэнергии после 1 марта 2009 года. Но при условии, что их доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в Татарстане на душу населения, и при наличии документов, подтверждающих расходы на покупку и монтаж оборудования. Компенсируется 50 процентов предельной цены прибора, которая равна 1150 рублям, и стоимости работ. Как сообщила Наталья Бутаева, этой преференцией воспользовались пока лишь 150 семей.
Требуйте перерасчета
Раузил Хазиев утверждает, что размер квартплаты может зависеть и от качества жилищно-коммунальных услуг. Если, конечно, сами граждане проявят бдительность и активность.
По законодательству к каждой услуге предъявляются свои требования, при нарушении которых должен производиться перерасчет. К примеру, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже плюс 18 градусов, а в угловых комнатах – не ниже 20. И за каждый час отклонения от этих показателей в сторону уменьшения размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента. Нормативная температура горячей воды при открытой системе теплоснабжения – 60 градусов, при закрытой – 50. Если температура опускается до 40 градусов, то такая вода оплачивается как холодная. А, скажем, в Набережных Челнах один кубометр горячей воды стоит 65 рублей, холодной же – 14 рублей. Есть разница?..
Так же и по остальным услугам. Главное – зафиксировать и заактировать факты непредоставления услуг или их ненадлежащего качества. И требовать перерасчета. Таким образом в 2008 году населению удалось вернуть 324 млн. рублей (это без учета электро- и газоснабжения), то есть четыре процента стоимости всех поставляемых ЖКУ. К марту Минстрой обнародует итоги минувшего года.