Вся история человечества знаменовалась самыми разными формами конфликтов как между отдельными людьми, так и между их сообществами. И не последнюю роль среди них занимали межрелигиозные конфликты. На их фоне прошли предыдущие века, перенеслись они и в еще совсем молодой ХХI век. Для России и, в частности, Татарстана важность темы межнациональных и межконфессиональных отношений переоценить трудно. На территории республики проживают много самых различных этносов, два из которых наиболее крупные. И от их взаимодействия зависят мир и благополучие всех жителей. В последнее время тема взаимоотношений между разными национальностями и религиями стала активно обсуждаться в научных кругах и среди общественности. Не стал исключением и прошедший недавно в бизнес-центре Казанской ярмарки “круглый стол”. Тема обсуждения была обозначена так: “Молодежь и толерантность в поликонфессиональной среде”.
Чтобы не попасть на удочку к экстремистам
В дискуссии, продлившейся вместо двух запланированных часов все три, принимали участие чиновники, представители Казанской епархии Русской православной церкви, Духовного управления мусульман республики, католической церкви, православных и исламских молодежных организаций, студенты вузов столицы, социологи и политологи.
Открывая обсуждение, руководитель МАУ “Центр паломничества “Покрова царицы небесной” Казани” Максим Грицких заметил, что в последнее время в стране на государственном уровне проблемы молодежи обсуждаются довольно активно. В том числе и что касается воспитания у молодежи толерантности к различным конфессиям. Общество вступило в век главенства информации, когда ее источников появилось великое множество. И ведущую роль среди них, считает Максим Грицких, все больше начинает играть Интернет, который особенно популярен среди молодежи. В Сети приходится встречать самые разные, порой крайне реакционные и экстремистские мысли и призывы, которые иногда с готовностью воспринимаются некоторой частью молодежи, еще не совсем морально-нравственно, политически грамотной и окрепшей. И это обсуждение, наряду со многими другими подобными, призвано последовательно создавать у молодых людей ориентиры, которые не позволили бы в будущем попасться на удочку экстремистов и радикалов различных мастей, сказал Максим Грицких. Необходимо научить все общество и молодежь, в частности, культуре взаимного уважения между разными национальностями, изначально объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Это необходимо делать, чтобы молодые люди обладали иммунитетом в случае, если кто-то попытается сеять рознь и распространять экстремистские взгляды.
Главное – работать на упреждение
Заместитель начальника Управления по делам религий при Кабинете Министров РТ Владимир Козлов отметил, что обсуждаемая тема действительно очень важна для нашей республики. Татарстан – один из немногих регионов, в котором примерно поровну, без явного доминирования, представлены два самых крупных этноса и две конфессии. Это очень интересная ситуация, когда мусульмане и православные очень долго, в течение нескольких веков, живут бок о бок друг с другом. Однако вместе с тем у нас есть множество и других народов и конфессий, и все чувствуют себя довольно комфортно. Так, в республике сегодня насчитывается 1438 религиозных организаций, и по этому показателю мы являемся одними из лидеров в России. У нас представлены и римско-католическая, и иудейская, и недавно появившиеся религиозные течения, и даже буддисты.
Молодежь, по мнению Владимира Козлова, является особой социальной группой – наиболее подвижной и активной. И поэтому очень важна работа по ознакомлению ее с теми духовными ценностями, которые копились, нарабатывались народами, проживающими в республике.
Мы заслуженно гордимся не только своими нефтяными запасами, высокотехнологичным производством, которое удалось создать, но и той степенью толерантности, которая сложилась в Татарстане. И она известна уже не только в России, но и за ее пределами. Подтверждением тому стал и недавний визит в Казань госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая прибыла специально, чтобы познакомиться с опытом дружбы между рядом живущими народами.
Как заметил Владимир Козлов, в некоторых регионах России, в частности на Кавказе, зачастую верх берут радикальные настроения и этого не надо скрывать, надо лишь работать на упреждение, чтобы на нашей земле ничего подобного никогда не возникало.
Руководитель отдела по работе с молодежью Казанской епархии РПЦ Александр Хохлов в своем выступлении отметил, что в последнее время проводится много обсуждений, форумов на тему межрелигиозной и межэтнической толерантности, но не часто молодежь принимает в них активное участие. В то же время эта социальная группа не всегда обладает сложившимися правилами поведения, моральными устоями, а религиозность – это очень тонкая сфера, и порой достаточно одного слова, чтобы возникли серьезные трения и противоречия. Сейчас стоит важнейшая задача – давать ответы на возникающие у молодых вопросы, так как всегда найдутся люди, которые захотят в своих целях поиграть на религиозных чувствах общества, особенно его молодой части. При этом молодежь всегда является разменной картой в чьей-то нечистой игре.
Залог добрых отношений
В обществе порой складывается не совсем верное отношение к исламу как к религии, сказал в своем выступлении Нияз-хазрат Сабиров, имам казанской мечети Аль-Марджани. Но в действительности ислам – это религия, проповедующая послушание, смирение, терпимость к соплеменникам, людям других конфессий и убеждений. Ислам – это мир. Мир между телом и разумом, между Богом и человеком, между людьми разных конфессий. Коран учит людей тому, что религиозность – это не только выполнение обрядов, но прежде всего доброе отношение верующего к окружающим людям – благочестие, помощь бедным.
Мы видим, как в мире происходят межэтнические и межконфессиональные столкновения и конфликты. Даже в некоторых мусульманских странах между различными течениями этой религии возникают трения и противоречия, сказал Нияз-хазрат. Люди по-разному трактуют Коран, и это иногда вредит их добрым взаимоотношениям. У нас в Татарстане традиционно проповедуется суннитский ислам, существует очень богатое наследие ученых-мусульман, которые разъяснили, как нужно понимать Коран, как мусульманин должен жить в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Если мы будем жить и впредь по этому учению, то на нашей земле всегда будут мир и понимание, которые есть у нас сегодня, считает Нияз-хазрат. Он напомнил, что, например, при праздновании последнего Курбан-байрама к мусульманам в гости приходил настоятель римско-католического прихода Воздвижения Святого Креста отец Диогенес Урниза, в свою очередь мусульмане часто посещают религиозные праздники других конфессий.
Вместе с тем, подчеркнул Нияз-хазрат, люди обязательно должны знать свою историю, историю длительного сосуществования народов на нашей земле. В этом знании – залог доброго отношения друг к другу. А история мировых религий, по мнению Нияз-хазрата, должна обязательно изучаться в средней школе.
То, что мы это обсуждаем, уже много значит
Упомянутый Нияз-хазратом отец Диогенес Урниза в своем выступлении отметил, что само проведение подобного “круглого стола”, в котором участвуют представители разных конфессий, говорит о благополучии в их отношениях. В других странах даже собрать за одним столом верующих различных конфессий бывает зачастую очень непросто. Когда мы видим, что из-за разной веры люди воюют друг с другом, мы одновременно сожалеем и в то же время благодарим Бога, что в Татарстане создана такая атмосфера, когда без опаски можно говорить на такие тонкие и щепетильные темы.
По мнению отца Диогенеса, конфликты между людьми происходят от того, что люди мало знают друг друга, подчеркивают в своих верах различия, а не ищут то, что их объединяет. А ведь в действительности в религиях по большому счету очень много общего – это проповедование добра, терпимости, сострадания, уважения к старшим, запрет на убийства, воровство, плохие мысли о людях и т.д. Толерантность – это условие развития любого общества. Но это не безразличие к религии. Каждый должен знать свою веру, но не только свою, но и веру тех людей, с которыми он живет. Только это – залог понимания и добрых отношений между людьми.
“Я очень рад тем связям, которые сложились между представителями разных конфессий в нашей республике, – сказал отец Диогенес Урниза. – Мы ходим друг к другу в гости, поздравляем друг друга с праздниками. Когда в Казани на различные форумы и встречи собирается молодежь, она видит доброе общение религиозных деятелей разных конфессий, и это является очень важным воспитательным фактором”.
Лучше знать друг друга
Владимир Козлов высказал мысль, что у какой-то части общества слово “толерантность” в последнее время приобретает несколько иное звучание и смысл, оно подвергается нападкам и считается чуть ли не слабостью. Он попросил участников “круглого стола” прокомментировать такую тенденцию.
По мнению политолога Глеба Прожилова, толерантность – это атрибут зрелого, демократического общества. Наряду с другими понятиями это слово стало флагом реформ 90-х годов. Но у населения, особенно той его части, что жила в СССР, к 90-м годам отношение очень неоднозначное, связанное с социально-экономическими трудностями, которые пришлось тогда пережить, с ломкой старого сознания и привычных устоев. Поэтому само слово “демократия” и его составляющая – “толерантность” приобрели у части общества отрицательный оттенок. Это не единственный фактор такого отношения, но он важен, считает Глеб Прожилов.
Заведующий кафедрой социологии КГТУ Александр Салагаев заметил, что термин “толерантность” имеет и биологический смысл. Он означает приживаемость, совместимость крови и т.д. Медики, например, говорят: пациент толерантен к какому-либо препарату, веществу, донорскому органу. В социологии проблема отношений между конфессиями и этносами возникла не так давно – с начала массовой эмиграции людей в ХХ-ХХI веках. Впервые ее подняли социологи Чикаго – там произошел этнокультурный конфликт.
Есть и такое понятие, как ксенофобия – боязнь и нетерпимость по отношению к другим социальным группам людей. И часто мы воспитываем ее у наших детей, считает Александр Салагаев, сами того не подозревая. Мы иногда говорим ребенку – не подходи к этому человеку (взрослому), не разговаривай с ним. Это уже задатки воспитания боязни кого-то другого. Добрые отношения между конфессиями возможны лишь в случае, если различные социальные группы людей длительное время живут вместе, узнают друг друга, их культуры переплетаются и взаимообогащаются. Именно это произошло и в Татарстане, где два основных этноса – русские и татары живут вместе с ХVI века.
Но в последние годы, сказал Александр Салагаев, Россия вышла на третье место в мире после США и Германии по числу въезжающих иммигрантов. Мы, как правило, не знаем эти народы, их обычаи, традиции, культуру, манеру поведения, они не знают нас, и здесь возникают трудности и проблемы. Мы говорим о толерантности, но она должна быть обоюдная, считает Александр Салагаев. В том числе и со стороны тех, кто приезжает. “В Риме ведут себя как римляне”, – прозвучало на обсуждении древнее изречение.
В Ассамблее народов Татарстана сейчас насчитывается 38 национальных обществ, продолжал Александр Салагаев. Мы все тесно общаемся. Так, на русском празднике Каравон минувшем летом побывали представители дагестанской, киргизской и таджикской диаспор. Сам Александр Салагаев посетил Навруз. По его мнению, через знакомство с обычаями и традициями, через познание народов надо формировать уважение к другим этносам и религиям.
Вместе с тем результаты опросов показывают, что чем более религиозен человек, тем он менее терпим по отношению к другим конфессиям. Как рассказал Александр Салагаев, в социологии существует научная шкала, по которой оценивается уровень толерантности человека. Людям задают вопросы, среди вариантов ответов на которые: “вообще не хотел бы видеть представителя той или иной веры (национальности)”; “хотел бы видеть у себя в стране только в качестве туристов”, “хотел бы жить с ним в одном городе, на одной лестничной площадке и даже создать семью”. Эти опросы и выявили приведенную выше тенденцию. Самые близкие отношения в республике, по результатам опросов, между русскими и татарами. Это – достаточно объективное отражение реальности, считает Александр Салагаев.
Сабантуй и Навруз – в числе русских праздников
Пятикурсник исторического факультета КГУ Андрей Ермолаев рассказал об экспедиции студентов факультета в Лаишевский район, где они проводили исследование русского населения, проживающего здесь веками. Когда людей попросили идентифицировать себя как личность, задав короткий вопрос: “кто вы?” (среди ответов – человек, мужчина (женщина), отец (мать) и другие), среди русского населения только 2,6 процента назвали свою национальность. Веруют и соблюдают все обряды 9,5 процента опрошенных, ощущают принадлежность к вере, но не соблюдают обрядов – еще 68 процентов респондентов. Некоторые русские – 5,6 процента назвали в числе своих народных праздников даже Сабантуй и Навруз.
Студент КГУ Булат Шагиев в своем выступлении высказал мысль, что в причинах межконфессиональных столкновений свою роль играет и цивилизационный конфликт. Когда определенная цивилизация (мусульманская, индийская, китайская) не хочет растворяться в других, а процессы глобализации все-таки ведут к этому. И возникает конфликт, проявляющийся в самых разных формах.
На “круглом столе” были высказаны и другие теории и суждения.
Но, пожалуй, главную мысль обсуждения темы высказал Максим Грицких. По его убеждению, мы, население Татарстана, в течение многих веков демонстрировали мудрость, выражающуюся в добрых отношениях и понимании между конфессиями и этносами. Все люди в республике кровно заинтересованы в наличии толерантности и уважения друг к другу. К чему может привести нарушение этих принципов, мы можем наблюдать сегодня по всему миру и, к сожалению, в том числе в отдельных регионах России. Не допустить этого – вот главная задача татарстанцев. От этого зависит судьба и благополучие каждой социальной группы, каждой семьи, каждого человека.
Павел ГЕОРГИЕВ.