О том, как смягчить “жилищно-коммунальный” удар
Безусловно, для народа самой нервной темой в начале каждого года является повышение жилищно-коммунальных платежей. И этот январь не стал счастливым исключением. К каким тарифным изменениям нам следует подготовиться, с чем они связаны и что предпринять для “самообороны”? Об этом на днях рассуждали заинтересованные стороны за “круглым столом” в редакции газеты “Республика Татарстан”.
О новых ценах
Марина Файрушина, председатель Комитета РТ по тарифам: Для начала я хотела бы еще раз отметить, что государственное регулирование тарифов происходит в тех отраслях, которые являются естественно-монопольными и оказывают значительное социально-экономическое влияние на общество. Эти отрасли определены федеральным законодательством. Регулированию подлежат транспортные, социальные, некоторые другие услуги. И, конечно же, жилищно-коммунальные, тарифы на которые меняются ежегодно.
Напомню, что госрегулирование тарифов осуществляется на трех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) формирует и утверждает оптовые цены на газ, предельные (минимальные и максимальные) тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также предельные индексы для организаций коммунального комплекса субъектов РФ на изменение ставок по водоснабжению, водоотведению и утилизации твердых бытовых отходов.
На региональном уровне Комитет РТ по тарифам утверждает розничные цены на газ для населения, электроэнергию для конечных потребителей, теплоэнергию, а также предельные индексы изменения тарифов по муниципальным образованиям и коммунальным предприятиям – по водоснабжению, водоотведению и утилизации ТБО. Кроме того – предельные индексы роста платы граждан за жилищные и коммунальные услуги и региональный стандарт для расчета субсидий. И уже муниципалитеты устанавливают тарифы на коммунальные услуги и жилищные (для муниципального жилого фонда). В случае если граждане выбрали способ управления домом (к примеру, в форме ТСЖ), то жилищные расценки принимаются на общем собрании собственников жилья.
При формировании цен на газ для жителей нашей республики мы основывались на тарифных решениях ФСТ России по оптовым ценам на голубое топливо, реализуемое татарстанцам, и ставкам за его транспортировку. В итоге с 1 января нынешнего года розничная цена природного газа выросла по сравнению с четвертым кварталом прошлого года на 2,7 процента и составила 2,65 рубля за кубометр. С 1 апреля этот тариф изменится еще раз – увеличится до 3,04 рубля за кубометр (рост по отношению к первому кварталу текущего года – 14,7 процента). Оптовая цена для промышленных потребителей дифференцирована по семи группам в зависимости от объема потребления газа и установлена в размере от 2673,02 рубля за тысячу кубометров (для первой группы) до 3268,7 рубля за тысячу кубометров (для седьмой).
Тариф для граждан на электрическую энергию утвержден на уровне предельно минимального значения, установленного ФСТ, а именно – 2,23 рубля за киловатт-час (повысился на 9,85 процента по сравнению с 2009 годом). Тариф на тепловую энергию, которая вырабатывается комбинированным способом (одновременно с электрической) и отпускается населению предприятием “Татэнергосбыт”, составил 480 рублей за гигакалорию (рост к ушедшему году – 25 процентов). Цены же для котельных установлены конкретно по каждому поставщику тепла, но в среднем по республике эти тарифы снизились на шесть процентов по отношению к минувшему декабрю. Например, в Казани для потребителей “Казэнерго” средняя цена теплоэнергии определена в размере 999,29 рубля за гигакалорию.
Стоимость набора жилищно-коммунальных услуг для татарстанцев составит в среднем 54,67 рубля на квадратный метр (повышение – 17 процентов). При этом предельный средний тариф по республике на водоснабжение увеличился на 10 процентов – до 14,13 рубля за кубометр, на водоотведение вырос на 11 процентов – 9,93 рубля, на утилизацию ТБО повысился на 9 процентов – 52,19 рубля за кубометр.
Об изменении порядка начисления платежей
М.Ф.: Изменение порядка начисления платежей за лифты и вывоз твердых бытовых отходов – это не нововведение, а скорее – приведение в соответствие с федеральным законодательством стоимости услуг. Жилищным кодексом РФ предусматривается взимание платежей за жилищные услуги из расчета на квадратный метр. До нынешнего года за содержание лифта и вывоз мусора “расчетной единицей” у нас было количество проживающих в домохозяйстве. Так, в прошлом году казанцы за утилизацию ТБО отдавали 25,23 рубля с человека, сейчас платеж составил 1,73 рубля с квадратного метра общей площади квартиры. У челнинцев соответственно – 19,83 рубля с члена семьи и 1,17 рубля с “квадрата”.
Я бы особо хотела обратить внимание на то, что это не повышение тарифа, а лишь изменение порядка взимания платежей с граждан. И сама величина стоимости данных услуг может меняться только в пределах инфляции.
Еще одно новшество касается платы за капитальный ремонт жилого фонда. В последние два года в Татарстане выполнялась масштабная программа ликвидации недоремонта жилья. Однако еще тысячи домов нуждаются в капремонте. Для того чтобы продолжить реализацию этой программы, Правительством РФ в соответствии с федеральными стандартами оплаты жилого помещения и коммунальных услуг установлен предельный индекс затрат на выполнение капитального ремонта – пять рублей с одного квадратного метра.
Остановлюсь на тарифном меню для промышленных потребителей. В законодательство и методические документы, на основании которых рассчитываются тарифы, были внесены изменения. То есть Правительство России предоставляет некие преференции предприятиям, занимающимся энергосбережением. И сейчас для тех потребителей, которые имеют электроустановки, не используемые на полную мощность, произошло увеличение тарифов несколько больше, чем у тех, кто использует электроэнергию рационально.
В стране происходит либерализация рынка электрической энергии. С 1 января этого года по регулируемой цене потребляется лишь 40 процентов электроэнергии (это не касается населения, которому весь объем электричества продается по регулируемым тарифам). С 1 июля этот показатель составит всего 20 процентов. А с 1 января 2011 года уже вся электроэнергия будет поставляться потребителям (за исключением населения) по свободным ценам.
Марина Анатольевна затронула весьма больную тему. Постановлением Комитета РТ по тарифам часть перекрестного субсидирования по платежам за электроэнергию переложена с крупных компаний на малые и средние предприятия. Получается, чем меньше потребляется энергии, тем выше платеж. И если в среднем по графе “прочие потребители” электроэнергия подорожает на 2,4 процента, то для малых и средних предприятий – до 35 процентов. В связи с этим ожидается ли рост неплатежей?
Марат Минибаев, директор ОАО “Татэнергосбыт”: В принципе, проблема с неплатежами уже наблюдается. Удорожание услуги всегда ведет к снижению ее потребления. А предприятия малого и среднего бизнеса доселе были нашими самыми надежными клиентами…
Что касается значительного повышения тарифов для предприятий, получающих услугу по передаче мощности низкого напряжения, то такой подход объясним. Потребители должны нести экономически обоснованные расходы. А если абонент находится на низком напряжении, то затраты по передаче электроэнергии до него гораздо выше, нежели до тех, кто работает на высоком или среднем напряжении.
Рано или поздно мы к этому все равно бы пришли. И чем раньше это сделать, тем лучше для всех, поскольку если этот процесс отложить, то потом шок от либерализации тарифов будет еще сильнее. Ведь, по сути, в 2011 году по законодательству об электроэнергетике мы должны от перекрестного субсидирования уйти вообще.
В прошлом году были утверждены изменения порядка расчета за электрическую энергию, которые позволяют нашим абонентам оплачивать услугу не полностью авансом, как раньше, а 70 процентов ее стоимости вносить в течение месяца, оставшиеся 30 – после 17 числа следующего месяца. Думаю, эта мера поможет улучшить платежную дисциплину.
Игорь Вечеров, председатель комитета по тарифной политике Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса: Когда мы увидели рост тарифов по низкому напряжению на 66 процентов, а по второму среднему – на 52, то оказались в состоянии нокдауна. Это катастрофический удар по предпринимательству. Как выяснилось, на сегодня услуги по передаче мощности по низкому напряжению в Татарстане гораздо дороже, чем в соседних регионах. К тому же мы считаем, что проведение кампании по повышению тарифов в холодном январе чрезвычайно ухудшает состояние малых предприятий.
М.Ф.: Когда вы говорите о таком росте, то имеете в виду одноставочный тариф, который мы называем “тариф для ленивых”, которые, извините, не хотят заниматься планированием своего энергопотребления. А есть еще двухставочный тариф и дифференцированный по зонам суток. В нашей республике по группе “прочие потребители” (помимо населения) рост платежей за электроэнергию составил в среднем 2,4 процента. Это означает, что для некоторых потребителей идет снижение платы и, соответственно, при переходе на двухставочный или дифференцированный тарифы можно существенно уменьшить платежи.
Согласно федеральному законодательству, выбор тарифа из предлагаемого меню осуществляется за месяц до вступления в силу новых расценок. Но с учетом сложившихся обстоятельств мы продлили срок определения предприятиями варианта тарифа на 2010 год сначала до 15 января, а потом – по 29 января. Поэтому до этого времени можно обратиться в “Татэнергосбыт” и выбрать наиболее оптимальный для себя вариант.
Такой экономический стимул введен вынужденно. “Татэнерго-сбыт” весь объем электрической энергии покупает на оптовом рынке, подавая заявки заранее. В этом случае планировать энергопотребление, когда предприятия не занимаются этим, очень сложно. И получается, что излишки потребитель постфактум все равно оплатит. Если гарантирующий поставщик, коим в нашей республике является “Татэнергосбыт”, будет вовремя получать обоснованные заявки от абонентов, то он сможет покупать электроэнергию на рынке как можно дешевле. В этом году мы на 40, а затем на 20 процентов сможем гарантировать поставку электроэнергии по регулируемой цене, но с 1 января будущего года она полностью будет покупаться на свободном рынке. И чтобы потребитель не прочувствовал на себе резких изменений в тарифном плане, была соблюдена некая этапность.
Да, в соседних регионах несколько иная политика. Однако с 1 января следующего года все мы окажемся в одинаковых условиях. И у наших соседей шок еще впереди, между прочим, более сильный. Татарстан, как обычно, во всем предупреждает ситуацию.
И.В.: И все же предприниматели в недоумении. Почему у нас стоимость электроэнергии на низком и втором среднем напряжении оказалась существенно выше, чем в Башкирии, Чувашии и других субъектах? Когда мы начали разбираться в тарифах, то обнаружили, что фактически при одинаковой стоимости генерации – примерно в один рубль на киловатт-час – цены на услуги по передаче энергии до конечного потребителя отличаются кратно (у нас 4,7 рубля против 1,5 рубля – в Башкирии).
М.Ф.: Согласна, что есть вопросы, связанные с методологией формирования тарифов. И ряд предложений от имени Президента Минтимера Шаймиева и Премьер-министра Рустама Минниханова в адрес Правительства РФ и ФСТ мы направляли. Надеюсь, что при вашей поддержке решим эту проблему.
Второй момент. В Татарстане сегодня 66 организаций считаются сетевыми (то есть занимающимися транспортировкой электроэнергии, хотя специализированные в этой сфере предприятия, на самом деле, можно пересчитать по пальцам одной руки. – Прим. И.Д.). У нас большие претензии к их затратам. Но в тарифах не учитывались экономи-
чески необоснованные расходы по этим предприятиям, иначе платежи были бы колоссальными. Ряд предприятий, в том числе из категории малого бизнеса, имея на балансе электрические сети, пытается заработать на доставке электроэнергии потребителю. Все-таки это социально ориентированный бизнес, а не тот, на котором можно зарабатывать большие деньги.
Мария Горшунова, депутат Казанской городской думы, член комиссии по соцэкономразвитию: И все-таки. В прошлом году тысячи субъектов малого бизнеса ушли из республики в другие регионы в основном по двум причинам – из-за земельного налога, который образуется от непомерно высокой кадастровой стоимости земли, и энергетических тарифов. В итоге мы теряем прибыль…
М.Ф.: Я могу однозначно заявить, что в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010-2012 годы, утвержденным Правительством РФ, при формировании тарифных решений на 2010 год были учтены следующие параметры: рост цен на газ – на 26 процентов и электроэнергию на нерегулируемом рынке – на 12 процентов; заработная плата в коммунальном секторе остается на уровне 2009 года, а прочие эксплуатационные расходы снижены на 10 процентов.
О приборах учета ресурсов
М.Ф.: Федеральным законом №261, принятым 23 ноября прошлого года, “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности” предусмотрено, что до 1 января 2012 года все многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными приборами учета воды, газа, тепловой и электрической энергии. А собственники жилых помещений обязаны позаботиться об индивидуальных счетчиках. То есть расчет за все коммунальные услуги к тому времени должен производиться только по счетчикам. Закон обязал все бюджетные организации, управляющие компании, ТСЖ устанавливать приборы учета. Юридические лица, государственные учреждения должны сделать это до 1 января будущего года. А для многочисленных организаций, в том числе и транспортировщиков энергоресурсов, такое требование вводится уже с 1 июля текущего года.
Закон также обязал бюджетные учреждения начиная с 1 января наступившего года обеспечить снижение потребляемых ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой и электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году каждого из этих ресурсов с ежегодным снижением данного объема как минимум на три процента. Кто и каким образом будет контролировать выполнение этих требований? А также выполнение обязанностей по установке приборов учета?
М.Ф.: Лимиты финансирования госучреждений будут корректироваться с учетом снижения потребления ресурсов. Понятно, что проценты, определенные законом, достаточно высоки. Поэтому экономить все же придется, а для этого – устанавливать счетчики, которые позволяют рациональнее подходить к использованию энергоресурсов. Кроме того, следует внедрять на предприятиях энергосберегающее оборудование.
За два года все многоквартирные дома, а также жилые помещения должны быть обеспечены приборами учета. Это огромная работа! К тому же возникает вопрос, где приобрести качественные и недорогие счетчики. Реально ли “врезать” оборудование в зданиях, которые существуют не одно десятилетие? И какой процент жилфонда на нынешний день оснащен соответствующими приборами?
Алексей Фролов, председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома Казани: В столице республики около 60 процентов многоквартирного жилого фонда оснащено индивидуальными счетчиками электроэнергии. А коллективными – почти все дома. Хуже ситуация с приборами учета горячей и холодной воды. Здесь ситуация во многом зависит от активности управляющих компаний, многие из которых не желают объяснять гражданам, что при существующем нормативе водопотребления гораздо выгоднее оплачивать эту услугу по счетчику, то есть за реально использованную воду.
Однако за невыполнение требований законодательства можно будет поплатиться рублем…
Проблематично с установкой индивидуальных приборов учета газа – это связано с затратами на разработку проектной документации в зависимости от степени благоустройства квартир и наличия технической возможности. Думаю, что уже при детальной проработке этого вопроса совместно с “Казаньгоргазом” будут приняты совместные типовые решения по оснащению жилья такими счетчиками. По учету тепловой энергии пока речь можно вести только о коллективных приборах. Те дома, которые вошли в программу капитального ремонта, в обязательном порядке оборудуются подомовыми водяными и тепловыми счетчиками.
Евгений Волков, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ: Научно-технический совет нашего министерства выработал рекомендации для потребителей – по каждому виду услуг устанавливать приборы определенных производителей. К примеру, на базе Чистопольского часового завода выпускаются поквартирные газовые и водяные счетчики, которые по ценовым и техническим характеристикам в числе лучших в России и странах ближнего зарубежья.
А вообще, республиканская программа оборудования много-квартирных домов коллективными приборами учета реализуется стабильно. В прошлом году установлено четыре тысячи счетчиков (по разным видам услуг), в планах текущего года – пять тысяч. Помимо этого, сейчас обсуждается лизинговая схема по установке индивидуальных приборов, которую мы намерены предложить татарстанцам. Лизинг практически беспроцентный, и потребитель за счет экономии на платежах за услугу сможет за определенное время рассчитаться за приобретенное оборудование.
На текущий день общедомовыми приборами учета холодной воды оснащено 51,3 процента многоквартирного жилфонда республики, горячей воды – 46,2, электроэнергии – 93,8, тепла – 32,8 процента. По данным поставщиков газа, 65 процентов квартир татарстанцев оборудовано индивидуальными счетчиками голубого топлива. А по информации “Татэнергосбыта”, только в минувшем году было установлено 160 тысяч поквартирных приборов учета электроэнергии.
Об управляющих компаниях
Возможно, не так уж страшны сами тарифы на коммунальные услуги, как пугает вероятность неправомерного завышения платежей управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. В прошлом году в Казани после упразднения Единого расчетного центра и передачи его функций по формированию счетов-фактур УК и ТСЖ, а также после ужесточения “Татэнергосбытом” требований по возврату жилищными организациями неплатежей за энергию население в полной мере ощутило на себе аппетиты жилищников, когда многие добропорядочные граждане вдруг оказались в должниках. В столице республики кто контролирует действия УК и ТСЖ в части начисления платежей? И куда обращаться жильцам, если они считают, что их платежи завышены, а долги начислены неправомерно?
А.Ф: Действительно, и крупные УК, и мелкие ТСЖ в свое время предоставляли в Единый расчетный центр все данные, а он формировал счета-фактуры для населения. Его ликвидация вызвана тем, что два хозяйствующих субъекта – УК и ЕРЦ, имевшие между собой договор на предоставление услуг, договориться друг с другом, к сожалению, так и не смогли. И сейчас управляющие компании расчеты и начисления по жилищно-коммунальным услугам производят самостоятельно. Муниципальное образование – один из собственников в много-квартирном доме, имеющий на своем балансе как жилые, так и нежилые помещения. Управляющие компании при формировании жилищных тарифов уведомляют нас о размере будущих платежей. При возникновении у граждан вопросов по поводу правильности расчетов этих платежей можно обратиться в наш комитет по телефону 292-18-10. И если выяснится, что управляющая компания действует незаконным образом, мы разберемся, привлечем к этому делу прокуратуру, все надзорные органы. Безвыходных ситуаций не бывает.
Более того, каждая управляющая компания должна отчитываться по итогам года перед собственниками жилья на общем собрании и предоставлять информацию, каким образом были потрачены средства, собранные с населения за жилищные и коммунальные услуги.
М.Ф: Мы предлагаем регулярно проводить “круглые столы” по наиболее актуальным вопросам тарифообразования, чтобы сделать этот процесс наиболее прозрачным. Тем более буквально в канун Нового года, 30 декабря, постановлением Правительства РФ утверждены стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг потребителям. В соответствии с этим документом граждане и юридические лица вправе по письменным запросам получать сведения о ценах, надбавках к тарифам и прочую информацию по услугам теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, очистки сточных вод, утилизации ТБО. А также данные о финансово-хозяйственной деятельности (эти отчеты организации обязаны размещать на своих сайтах), объемах оказываемых услуг, затратах, связанных с этими процессами, и так далее. Предполагается, что это должно повысить прозрачность тарифной политики в коммунальной сфере.
Это постановление касается коммунальщиков. А если жилищные организации не желают “обнажать” свою кухню?..
М.Ф.: Согласно законодательству контроль за предоставлением информации в области регулирования тарифов осуществляют, в частности в нашей республике, Комитет РТ по тарифам и муниципальные органы власти. В случае если управляющими компаниями и ТСЖ такие сведения не даются или предоставляется заведомо ложная информация, к руководителям таких организаций применяются административные меры – штрафные санкции. А при повторном нарушении – должностных лиц ждет дисквалификация на срок до трех лет.
После обсуждения на заседании Общественной палаты РТ тарифов на жилищно-коммунальные услуги в адрес Аппарата Президента, Кабинета Министров РТ и соответствующих министерств и ведомств была направлена резолюция, в которой было предложено разработать на республиканском уровне стандарты раскрытия информации для управляющих компаний. К этой работе по поручению нашего Правительства совместно с муниципальными образованиями и Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ мы уже приступили.
Марат Минибаев: Хотелось бы коснуться еще одной проблемы. На уровне Правительства республики было принято решение о том, что все управляющие компании должны перейти на договорные отношения с “Татэнергосбытом”. В прошлом году такие отношения существовали только со всеми УК и ТСЖ Казани. Управляющие компании должны нести ответственность перед собственниками жилья за предоставление жилищных и коммунальных услуг. Но именно в Казани у УК очень высока задолженность за потребленную энергию. Столичный жилищный рынок монополизирован. ТСЖ в общем объеме предоставления энергоресурсов составляют не более пяти процентов. УК созданы по территориальному признаку – по районам города, казанцы практически лишены права выбора жилищной организации. И сейчас многие граждане, добросовестно оплачивающие коммунальные услуги, желают поменять управляющую компанию, из-за долгов которой у них возникают проблемы с получением соответствующих услуг.
Если ситуация начнет обостряться, мы будем рекомендовать собственникам жилья переходить на непосредственную форму управления своим домом и заключать с поставщиками услуг прямые договоры. В республике уже есть прецедент – образцово-показательный многоквартирный дом в Нижнекамске, жильцы которого выбрали не УК или ТСЖ, а непосредственное управление.
При помощи Комитета ЖКХ Казани пытаемся разрулить ситуацию с долгами. Кстати, с ТСЖ проблем у нас нет вообще.
О социальной защите
Один из способов амортизировать “жилищно-коммунальный” удар – это социальная поддержка населения. На что могут рассчитывать жители республики?
Наталья Бутаева, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты: Если доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг превышает 21 процент от совокупного семейного дохода, то такие семьи имеют право на субсидию по малообеспеченности. Рассчитать этот показатель несложно. В таком случае следует обратиться в местный орган социальной защиты, где можно получить более конкретную консультацию.
Хотелось бы отметить следующее: на протяжении трех лет количество получателей субсидий в Татарстане практически держится на одном уровне (от 107 до 118 тысяч человек, более половины из которых – пенсионеры). Помимо упомянутой федеральной меры поддержки, существует еще семь видов республиканских субсидий. В 2005 году у нас была введена субсидия на ограничение роста платежа; в 2008-м – на превышение предельного уровня роста платежа за ЖКУ; на централизованное отопление сверхнормативной жилой площади; на капитальный ремонт; на установку приборов учета электроэнергии; казанская муниципальная субсидия на отопление и целевая поддержка на сглаживание роста уровня платежа населения в поселке Камские Поляны. Благодаря этим дополнительным мерам социальной помощи по оплате услуг ЖКХ на текущий день средняя квартплата получателей субсидий не превышает 12 процентов от совокупного семейного дохода.
Кроме того, 700 тысяч татарстанцев являются федеральными либо республиканскими льготниками и платят за ЖК-услуги не более 50 процентов. То есть фактически каждый пятый житель республики (без учета субсидий) уже оплачивает только половину стоимости услуг. В прошлом году на предоставление льгот по ЖКХ было направлено 2,7 млрд. рублей, на субсидии – 900 млн. рублей.
Так что при получении новогоднего счета-фактуры не пугайтесь, а прикиньте – возможно, с этими цифрами стоит обратиться в собес…