Проотдыхавшиеся

Как славно ничего не делать, а после хорошенько отдохнуть! Причем не как-нибудь, а целую январскую декаду! Одно смущает: “веселие на Руси пити”, а с похмелья за державу еще обиднее, чем накануне.

Размышления у новогодней елки

 

Как славно ничего не делать, а после хорошенько отдохнуть! Причем не как-нибудь, а целую январскую декаду! Одно смущает: “веселие на Руси пити”, а с похмелья за державу еще обиднее, чем накануне. Заметки эти писаны в свободное от новогоднего безделья время, а потому – досужи.

Все-таки жаль, что из нашей жизни уходит прежнее восприятие Новогодья – с ожиданием волшебства, не бог весть какого, но чуда, события, сюрприза. Перемен, наконец. Предвкушение это было тем желаннее, чем меньше времени отводилось на сам праздник. Какая веселая суматоха заполняла оставшиеся до полуночного боя курантов часы! Примчаться с работы после летучего “междусобойчика”, возиться с елкой, готовить стол, принарядиться – и все бегом, бегом! Скоротечное ночное бдение плавно переходило в новый день – часто он оказывался единственным календарным выходным. Оглянуться не успеешь – уже на работу!

Знал семью, где под Новый год детей с вечера пораньше укладывали спать и будили ближе к полуночи. Они вбегали в гостиную, где их ждала наряженная, в мерцающих гирляндах елка. На столе в старинных шандалах горели свечи, в высоких вазах – яблоки, орехи, мандарины. Ребятня, если приглашались и соседские дети, водила хоровод, декламировала стихи, жгла бенгальские огни, швырялась конфетти. Потом детей усаживали за стол, угощали сладостями, поили чаем. Веселье длилось несколько часов, после чего всех с кульками гостинцев отправляли спать. За ночь взрослые освобождали елку от игрушек, складывая их в коробки, а само дерево выносили во двор и прятали в снегу, чтоб не попалось на глаза. К утру все было буднично – ни свечей, ни мишуры, ни серпантина, а о ночной феерии напоминал лишь не выветрившийся запах хвои и стеарина.

“Зачем же было елку убирать? – поинтересовался я у главы семейства. – Стояла бы до конца каникул”. “Видите ли, молодой человек, – ответил мне интеллигент не в первом поколении, – новогодняя ночь должна остаться в памяти малышей сказочным видением, волшебным действом, сном! А чудо долгим не бывает. Еще Вольтер сказал: “Все, что становится обыденным, мало ценится”.

Жаль, что у государственных мужей, инициировавших под занавес 2004 года решение о продлении новогодних выходных, не оказалось в детстве подобного примера. Чтоб превратить всенародно любимый романтический праздник в тягомотную праздность, много не потребовалось – достаточно было добавить ему срок! Вольтер Вольтером, но те, кто закон принимал, ужель не ведали, что пьянство и лень – ментальные “слабости” россиян? Так стоило ли провоцировать их подобным гиперновогодьем? Согласно статистике, в России из-за новогодних праздников именно январь становится пиковым месяцем по количеству “пьяных” смертей, а с 5 по 7 января фиксируется максимальное количество алкогольных психозов.

Отойдя от первой же запойно-бездельной летаргии, прагматичный в массе своей народ (за исключением тех, кто празднует не под елочкой, а под пальмочкой) потребовал заменить январскую десятидневную расслабуху майской, садово-полевой страдой (весенний день год кормит!). Однако депутаты трезвому гласу народа не вняли, рассудив, видимо, что на отдых ему требуется уже больше времени, чем на то, чтобы устать.

В конце минувшего года забрезжила было надежда, что в связи с финансовым кризисом зимние каникулы будут перенесены на май: гулять десять дней все равно не на что, а картошку хоть как сажать придется. Увы, рождественской многодневки и на этот раз избежать не удалось. Роструд разъяснил: “Правительство имеет право вносить изменения в расписание новогодних каникул только до 1 декабря”. Поскольку в означенный срок специального постановления на этот счет не последовало, дальше ничего менять уже нельзя: гуляй – не хочу!

Впрочем, самих парламентариев новогодние каникулы вполне устраивают. Один из них, представляющий, кстати, нашу республику, признался еженедельнику “АиФ”, что он против их отмены, лично для него они стали большим подарком: “Прежде не получалось проводить много времени с семьей, а теперь с удовольствием отдыхаю в кругу близких, общаюсь с маленькой дочкой, гуляю с собаками. Всем россиянам рекомендую именно так проводить каникулы: вставать на лыжи, гулять…”.

Похоже, это тот случай, когда праздник путают с отпуском. Но отпуск выбирают исходя из практических семейных соображений, предпочитая зиме лето. Да и рекомендации его вряд ли приемлемы для всех россиян. Общаться с детьми, конечно, надо. Но еще вопрос: довольны ли они этой родительской “продленкой”, трогательно совпавшей со школьными каникулами? Взрослые целыми днями слоняются по дому, перемежая скуку нетрезвым времяпрепровождением, торчат у телевизора – только мешают чадам отдыхать!

Еще один существенный нюанс: безработица. Она свела на нет и без того сомнительный эффект популистской законодательной инициативы. Строка из “Марша коммунистических бригад”: “Трудовые будни – праздники для нас!” – сегодня не метафора, а факт. Число официально зарегистрированных безработных в республике превышает 50 тысяч, а сколько еще не учтенных? Спросите у издерганного бесконечными простоями и административными отпусками камазовца: рад ли он очередному блоку “сверхурочных” выходных? Не зря говорят: объяснить, что не работать – благо, можно только отпускнику, но попробуй убедить в этом безработного!

Впрочем, возможно ли вообще принять социально справедливый, общепримиряющий закон в стране, живущей по принципу: одним – все, другим – все остальное?

Вот что действительно бесспорно – население может без суеты и спешки, с толком, чувством, расстановкой прочувствовать, осмыслить свыше преподнесенные ему на Новый год “подарки”. Изучить новые счета-фактуры (в них и впрямь без бутылки не разберешься!), убедиться, что с января жилищно-коммунальные услуги подорожали на 20 процентов, что службы ЖКХ плательщиков и за людей-то не считают – расчеты теперь будут вестись не по жильцам, а по квадратным метрам. Что новые тарифы на электричество, газ, тепло и вывоз мусора вкупе с очередным скачком цен на продукты, лекарства и все, все, все сведут на нет пенсионные надбавки вместе с валоризацией – пенсия приходит раз в месяц, а уходит ежедневно.

Между тем деморализованный новогодними и рождественскими празднествами россиянин не прочь встретить “до кучи” и Старый новый год. По данным Левады-Центра, его собираются отметить более 60 процентов россиян (в 2005 году таких было 44).

Пресыщение бездельем, как отмечают психологи, порождает синдром “биологической лени”. Как правило, всеобщая трудовая релаксация наступает задолго до 31 декабря. Не случаен же анекдот: “Есть в России народный праздник  –  договариваться насчет Нового года. Отмечается все выходные декабря”. Затем череда заблаговременных корпоративных вечеринок перетекает в легитимный праздничный декадник. “В период с 1 по 14 января трудно растолковать России ее историческое предназначение!” – заметил юморист.

По мнению тех же психологов, человек, явившийся 11 января на службу, – работник никакой, он лишь имитирует бурную деятельность, на самом деле ему необходима продолжительная адаптация. Чтоб убедиться в этом, достаточно глянуть в январе на пустоты, зияющие в зале заседаний Госдумы, и поредевший президиум.

Говорят, что иные трудоголики в обход законодательства начинают нелегально работать 4-5 января. Наверное, это шутка такая. А если серьезно – проотдыхавшиеся трудящиеся вполне созрели, чтобы составить им компанию. Дома толком все равно заняться нечем! Не в “ящик” же пялиться до помрачения, не тем он будь помянут! Когда изнывающий от похмелья, безделья и бесцелья россиянин хватается за пульт, новогодняя “телеканализация” извергает на него все тот же, обильно сдобренный ню и шампанским, “салат оливье”. Ни дать ни взять половецкие пляски на нудистском пляже! Будто не российский зимний праздник гуляем, а жгучий аргентинский карнавал. Впрочем, куда нам до него – карнавал длится целых два месяца!

 

МЕЖДУ ТЕМ. В первые дни нового года в Татарстане совершено 5 убийств, зафиксировано 24 факта причинения тяжкого вреда здоровью. Все убийства носили бытовой характер и были совершены во время распития спиртных напитков, передает «Татар-информ» со ссылкой на МВД РТ. В свою очередь татарстанская ГПС информирует, что в период с 31 декабря по 5 января в республике произошло 56 пожаров, в том числе в жилом секторе – 27. Погибли 14 человек, пострадали 7, спасены 71. В большинстве случаев причиной гибели людей на пожаре была неосторожность при курении в нетрезвом состоянии.

 

Евгений УХОВ.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще