Недавно встретила свою знакомую, школьную учительницу.
– Чего, – спрашиваю, – такая озабоченная?
– Да вот, – отвечает, – у нас объявили городской конкурс учительской самодеятельности к 65-летию Победы. И теперь почти каждый день заставляют после уроков оставаться, номера репетировать. Пару раз даже с занятий снимали ради этого. А у меня же старшеклассники, у них через полгода ЕГЭ… Да еще неплохо бы к урокам на следующий день подготовиться… А потом репетиторство, все по часам расписано – ну, ты же понимаешь, на нашу зарплату сильно не разгуляешься, а жить-то надо. Вот я и думаю – как все успеть и при этом с ума не сойти? А еще думаю – почему я, гражданка демократической страны, должна что-то делать бесплатно в свое личное время против своей воли?
Вот такая у меня аполитичная знакомая. Не понимает серьезности текущего момента. У городского образовательного руководства, значит, план мероприятий расписан к великой дате, им отчитываться надо, а ей, видите ли, художественная самодеятельность не нравится, петь с родным коллективом не хочется… Те, кто постарше-то, говорит, ничего, идут и поют, и не возмущаются даже – привыкли, видать… А она – дама относительно молодая, пионерии-комсомолии не заставшая, выросшая на принципах типа “работа – это место, где люди зарабатывают деньги”.
Ну, а если серьезно, то бедные наши учителя! Как раз денег они на своей работе видят довольно мало (ну, если не учитывать репетиторство). Зато ими издавна привыкли “затыкать” всякие дырки. Допустим, в советские времена какая-то общественная нагрузка была практически у всех. Но, господа хорошие, оглянитесь – время-то поменялось! Почему никому не приходит в голову проводить конкурсы художественной самодеятельности для банковских служащих или менеджеров коммерческих фирм, к примеру? Они, кстати, зарабатывают не в пример учителям, могли бы и попеть в свободное от работы время. Впрочем, наверное, и поют. Где-нибудь в ночном клубе под караоке. В то время как несчастный учитель с больной головой тщетно пытается заснуть с мыслями о том, что вот настанет пора ЕГЭ и с него опять будут спрашивать по полной программе, без скидок на то, сколько сил и времени было им потрачено на всякого рода общественные нагрузки. И ведь старшее и даже среднее поколение к такому положению дел действительно привыкло, считает это нормой. А те, кто помоложе, как известно, в большинстве своем в школе не задерживаются…
У нас в Татарстане сейчас программу новую образовательную разрабатывают. Там есть подпрограмма “Наш новый учитель”. В ней констатируется: чтобы в школу пришли лучшие выпускники вузов, надо зарплаты им хорошие дать… Вот цитата из одного из выступлений по этому поводу министра образования республики: “В бизнес-структурах давно отработаны технологии привлечения в организацию лучших специалистов”. В бизнес-структурах, помимо этого, таких специалистов еще и не принято использовать не по назначению. Тем более что этих потенциальных “новых учителей”, молодых и креативных, петь после уроков из-под палки все равно не заставишь. Уйдут в те же самые бизнес-структуры – и поминай как звали.