По “горячей линии” “РТ” наш постоянный читатель Андрей из Чистополя поведал такую незамысловатую историю. У его машины серьезно забарахлил двигатель, и специалисты автосервиса объяснили, что причина этого – некачественный бензин. Поскольку Андрей постоянно заправлялся на одной и той же АЗС, виновник, казалось бы, налицо. Однако претензий к автозаправке он предъявить не смог. На его “Я буду жаловаться!” в ответ услышал: “Жалуйтесь, если найдете кому…” И вот парадокс – адресата для своих жалоб чистополец так и не нашел.
Мы попытались выяснить, кто же контролирует деятельность автозаправок, и оказалось, что как такового контроля нет. Лишь в Управлении рационального использования топливно-энергетических ресурсов в Республике Татарстан его руководитель Роберт Гилязиев помог нам не только выяснить, куда обращаться с жалобами на АЗС, но и в целом получить представление о ситуации на топливном рынке республики.
– Роберт Файзиевич, как сегодня выглядит качество татарстанского бензина на российском и международном рынках?
– Сразу замечу, что речь в этом случае может идти о заводах – производителях моторного топлива. Сейчас российские НПЗ производят нефтепродукты в основном по двум государственным стандартам (ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002). Оба они действующие, однако ГОСТ 2002 года принят в соответствии с международными стандартами.
Помимо этого, все заводы должны выполнять требования технического регламента, контролирующего экологическую безопасность нефтепродуктов и значительно ужесточающего подход к качеству топлива. С 2006 года Евросоюз запретил производство машин, двигатели которых соответствуют нормам третьего и тем более второго экологического класса. Соответственно, топливо для таких автомобилей должно быть не ниже четвертого класса. Но отечественный автопром выпускает пока машины и второго экологического класса. Таким образом, какие у нас двигатели, такое топливо российские НПЗ выдают – есть бензины и второго, и третьего, и четвертого классов.
Но это вопрос времени. Бензин низшего, второго класса в России в соответствии с техрегламентом будет производиться лишь до конца 2010 года. С третьим классом нам предстоит распроститься к 31 декабря 2011 года. То есть начиная с 2012 года на российском рынке должен быть бензин только четвертого экологического класса.
У нас в республике на сегодня реализуется в основном моторное топливо уфимских нефтеперерабатывающих заводов и татарстанского “ТАИФ-НК”. Но если уфимцы выпускают бензин по ГОСТу 1997 года, то “ТАИФ-НК” уже давно поставляет потребителям бензин четвертого класса, соответствующий международным стандартам. Таким образом, продукция татарстанского нефтеперерабатывающего завода уже сегодня может вполне конкурировать в Евросоюзе.
– Выходит, владельцам иномарок, оснащенных двигателями с уровнем выбросов не ниже четвертого экологического класса, желательно заправляться только бензином четвертого и выше классов?
– Получается, так.
– Как же рядовой автомобилист сможет прямо на АЗС определить, какого класса бензин ему заливают?
– Классность определяется в основном по концентрации серы в продукте. В бензине второго класса ее содержание составляет до 500 миллиграммов на литр, а в бензине четвертого класса – в десять раз меньше. При этом автомобилисту не нужно, конечно, ехать на заправку с пробиркой и самому проводить анализ. Самое простое, что он может сделать, – это попросить паспорт качества данного вида моторного топлива, выданный предприятием-поставщиком.
– Всегда ли заявленное заводом-изготовителем качество совпадает с действительным?
– Сегодня каждый нефтепереработчик выпускает товар в соответствии с тем ГОСТом, по которому он работает. Могу со всей ответственностью заявить, что некачественный товар с завода-изготовителя не выходит с хорошим паспортом. Предприятия дорожат своим брендом, репутацией. Да к тому же овчинка выделки не стоит – выпустит НПЗ плохой бензин, его тут же вернут. А возврат товара чреват претензиями, проверками и другими последствиями, которые влетят заводу в копеечку.
– Тогда откуда на АЗС плохой бензин? И где чаще всего встречается некачественное топливо – в крупных городах или сельской глубинке?
– Он “портится”, если так можно выразиться, по пути к бензобаку автомобилиста. Давайте проследим: бензин получили на заводе, привезли на нефтебазу, выгрузили в резервуар. Уже здесь появляется возможность что-либо подмешать в него. Далее – из резервуара топливо повезли на АЗС. По дороге часть его слили, а чтобы с весом все было нормально, добавили какой-нибудь дряни. И на самой автозаправочной станции тоже есть возможность разбавить бензин…
На любой АЗС знают, хороший товар им доставили или нет. Потому что, принимая топливо на нефтебазе, получают одновременно паспорт качества, и прежде чем принять бензин, должны взять контрольную пробу в качестве арбитражной и провести приемо-сдаточный анализ. Но не все выполняют эти требования. Так что “случайное” появление некачественного бензина на заправках практически исключено. Уж если суррогат появляется, значит, это кому-то было нужно. Чаще всего суррогат продается на трассах, подальше от любопытных глаз, где нет постоянных покупателей.
– Чем же разбавляют бензин?
– Иногда это добавление в качественный бензин моторных компонентов, некондиционного топлива, которые можно купить на тех же заводах-изготовителях гораздо дешевле, чем готовый продукт. Заводы обвинять в этом нельзя – они имеют законное право продавать как готовую продукцию, так и полуфабрикат.
– Есть ли систематический контроль со стороны государственных структур над АЗС? Обладает ли возглавляемое вами управление такими контролирующими функциями?
– На сегодня, к великому сожалению, госконтроля нет. Раньше систематический контроль за качеством моторного топлива, начиная от процесса производства до реализации, осуществляли нефтяные инспекции. И эта система работала неплохо. Но в 2003 году в стране началась реорганизация надзорных органов, рухнула налаженная система госконтроля во многих сферах. Нефтяные инспекции также были исключены из системы контроля – попросту ликвидированы как ненужный инструмент. И это сказалось на качестве бензина.
Взять данные по Татарстану. Если в 2003 году некачественных нефтепродуктов было лишь шесть процентов, то в 2005 году этот показатель вырос до 22,7 процента. А что такое плохой бензин? Это перегрев двигателя, прогар клапанов, поршней, механическое разрушение деталей двигателя, образование в нем смолистых отложений, снижающих его моторесурс. Механические примеси забивают фильтры, снижают их производительность, приводят к интенсивному износу деталей топливной аппаратуры. Это агрессивность топлива по отношению к резиновым деталям…
Но проблема плохого топлива – это еще и вопрос экологической безопасности, ведь всем известно, что 80 процентов вредных выбросов происходят от эксплуатации автомобильной техники. Проблема некачественного бензина имеет и социальную окраску. Плохой бензин выводит из строя транспортное средство, ремонт которого бьет по карману граждан. Простой пример: сломался, к примеру, частный грузовик, а расходы на его ремонт перекладываются на себестоимость перевозимого товара. То же самое с общественным транспортом – дорожает проезд…
Руководство нашей республики и других регионов России обращалось в федеральный центр с просьбой сохранить нефтяные инспекции. Но тщетно. Тогда, учитывая важность проблемы, Правительство РТ и образовало наше управление. В его состав вошли бывшие нефтяная и газовая инспекции, а также отдел энергосбережения. Однако мы ограничены законом и не наделены контролирующими функциями. В других регионах, насколько мне известно, нет и таких институтов, как наш.
Правительство Татарстана, для того чтобы нефтепродукты были качественными, выделяет средства на проведение обследований. А расходы, нужно признать, немалые. Так, один только контрольный анализ пробы стоит 2600 рублей. Но, если мы эту работу бросим и торгующие бензином компании об этом прознают, уже через несколько месяцев мы вернемся к ситуации 2005 года и вновь будем иметь каждый пятый литр суррогатного бензина. Так что надеемся получить госзаказ на проведение обследований качества и в будущем году.
– Какими же рычагами воздействия вы обладаете?
– Мы оказываем не воздействие, а скорее, содействие всем субъектам нефтепродуктообеспечения в выполнении их обязанностей на высоком качественном уровне. Проводим добровольную сертификацию участников розничного топливного рынка, фактически выдаем автозаправочным станциям “знак качества”.
– Сертификация – дело действительно добровольное, а не, как у нас обычно принято, “добровольно-принудительное” или по принципу “кто заплатил, тот и лучший”?
– Наши специалисты проводят обследование, выявляют недостатки по обеспечению качества реализуемых товаров, дают рекомендации – это фактически независимый аудит.
– Какие методы стимулирования добровольной сертификации оказались самыми действенными?
– В первую очередь – информирование как продавцов топлива, так и его потребителей о том, что дает добровольная сертификация. Она своего рода гарантия, что все услуги, предоставляемые АЗС, качественные, безопасные. Такое предприятие позиционирует себя среди потребителей как надежного поставщика товаров и услуг. Гражданам свидетельство добровольной сертификации поможет сделать выбор, где покупать бензин.
– Удалось ли за счет этого потеснить недобросовестных продавцов бензина? Улучшилось ли качество бензина?
– Да, нужно сказать, что это удается. Добровольной сертификацией мы стали заниматься четыре года назад – когда, как я уже говорил, некачественной продукции, по нашим данным, было 22,7 процента. В следующем, 2006 году было уже 10,6 процента, и дальше динамика пошла по убывающей. По итогам девяти месяцев этого года общее несоответствие по качеству потребляемых и реализуемых нефтепродуктов составляет чуть более трех процентов. На сегодня прошли сертификацию 70 автозаправочных станций.
– Какие АЗС, по данным управления, возглавляют рейтинг лучших?
– Самый высокий рейтинг по качеству нефтепродуктов и по состоянию автозаправочных станций имеют “Татнефтепродукт” и “Татнефть”.
– Считается, что чем крупнее компания и шире сеть ее АЗС, тем больше там порядка…
– Да, это соответствует действительности. В республике из 820 автозаправочных станций 367 находятся в частных руках, остальные принадлежат “Татнефть-АЗС Центру”, “Татнефтепродукту” и ведомствам. Взять те же “Татнефть-АЗС Центр” и “Татнефтепродукт”. На эти компании грех жаловаться, у них есть управления, которые занимаются вопросами качества, свои сертифицированные лаборатории контроля качества, налажена система проверок по всему пути следования бензина от производителя к покупателю. Но, имея налаженный и, как показала практика, эффективный порядок контроля, в компаниях допускают, что и внутри системы могут быть сбои – свои же проверяющие могут что-то недоглядеть. Поэтому они подстраховываются, сотрудничают с нами и активно проводят добровольную сертификацию своих АЗС.
А если частный владелец имеет одну-две заправки, то у него нет ни специалистов, ни тем более лаборатории. Казалось бы, именно они первыми должны бежать к нам, просить оказать содействие в проведении обследований. И те, кто это понимает, обращаются – ведь сертифицированная АЗС означает не только хорошее качество бензина, но и соответствующее нормативам техническое состояние, квалифицированный персонал, электробезопасность, высокая культура обслуживания. И когда АЗС проходят у нас добровольную сертификацию, мы изучаем ее по этим и ряду других параметров. Если все нормально, выписываем свидетельство, а если обнаружены недостатки, даем время на их устранение.
– Можете ли вы закрыть глаза на какие-нибудь мелкие недочеты?
– Один лишь акт обследования занимает более 10 страниц, а устранение недостатков – дело весьма кропотливое и долгое. И что скрывать, в целях ускорения процесса некоторые наши клиенты предлагают нам “прикрыть глаза” денежными купюрами. Но, выдавая сертификат, мы берем на себя ответственность за качество товара и услуг, поэтому такие нечистоплотные схемы с нами не проходят. Мы выдаем сертификат только после приведения всех параметров в норму.
– Ну не получила заправочная станция сертификат и спокойно реализует некондиционный бензин. В итоге страдает потребитель. Что ему-то делать?
– Во-первых, не стоит прибегать к услугам таких АЗС. А если уж случилось, что вам продали суррогат, можно обратиться с жалобой к нам. С начала года от граждан к нам поступило 60 жалоб на недолив или плохое качество бензина. По всем случаям мы выезжаем на места, берем пробы, анализируем, потом даем письменный ответ заявителям. Если жалоба поступила вечером, то утром следующего дня наши специалисты уже выезжают на АЗС, если утром – то в течение дня.
Но проблема в том, что жалобы даже в электронном виде к нам отправляют неоперативно, зачастую на второй-третий день после случившегося, когда партия некачественного бензина уже реализована.
В целом же в этом году мы провели 400 обследований АЗС республики, выявили 592 нарушения. Самые типичные из них – на заправках не проводятся ежемесячные лабораторные испытания, не организуется контроль за техническим состоянием резервуаров, трубопроводов и сливного оборудования. Кроме того, для потребителей на каждой АЗС должен быть стенд с протоколами испытаний и паспортами качества, а его можно увидеть далеко не везде. В любом случае, когда выявляем некачественный товар, материалы направляем в природоохранную прокуратуру, которая принимает серьезные меры. Так что нерадивые участники топливного рынка так или иначе будут наказаны.