Чем опасен звуковой террор

Городскому жителю, увы, часто приходится слушать не шелест травы и пение птиц, а грохот работающих на стройплощадке механизмов, хлопание стальных дверей в подъездах, шум шоссе, по которому проносятся многотонные грузовики.

Автор статьи: Наталия ФЕДОРОВА

Городскому жителю, увы, часто приходится слушать не шелест травы и пение птиц, а грохот работающих на стройплощадке механизмов, хлопание стальных дверей в подъездах, шум шоссе, по которому проносятся многотонные грузовики. Мы привыкли, но это дурная привычка, говорят специалисты. К тому же очень вредно для здоровья, когда окружающий шум превышает норму. Но так случается на каждом шагу.

Шумим, братцы, шумим…

Уверена, что вы не раз были вынуждены по ночам слушать громкий шум, музыку, вместо того чтобы отдыхать. Потому что под окнами припарковались автомобили или соседи включили домашний кинотеатр. Ранним утром будило вас гудение сверла где-то над головой или лязгающий аккомпанемент мусоровоза, выгружающего баки. А в автобусах разве не вынуждены пассажиры мириться с “музыкальным” террором – орущим во всю мочь радио, с пустой болтовней ди-джеев? И рады бы вы просто посидеть в тишине, да кто вас об этом спрашивает в общественном транспорте…

Шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. 35-40 децибелов практически безвредны для человека и составляют естественный звуковой фон. А вот 110 дБ вызывают у человека болевые ощущения, достигнув же 130 дБ, шум становится просто непереносимым (например, шум мотора самолета равен 170 дБ, поэтому его заводят только тогда, когда все люки плотно закрыты).

В средние века существовала страшная казнь, когда гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. Тогда, разумеется, никто и понятия не имел ни о каких децибелах. Но результат длительного воздействия шума на живой организм был известен.

Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам древнего Рима. Во Франции в период правления короля Людовика XIV существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и король лягут спать. Более ста лет назад немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. В самом деле, сегодня в конституциях многих стран появилась строка о праве людей на жизнь в условиях тихой здоровой окружающей среды.

Если в 60-70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 дБ, то в настоящее время в Казани он составляет в среднем 85 дБ, хотя по санитарным нормам не должен превышать 75 дБ. Для сравнения: на громкости 60 дБ обычно разговаривают люди. На производствах регистрируется шум в диапазоне 90-110 дБ и более.

По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 дБ. Имея в виду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового “нашествия”: через пятьдесят лет уровень шума повысится на пятьдесят дБ, и тогда будут лопаться барабанные перепонки…

До недавнего времени человека, осмелившегося пожаловаться на шум в доме, сочли бы неуживчивым. Последствия влияния на наши уши слишком громких звуков сказываются не сразу. Сначала разрушается нервная система, появляются раздражительность, усталость, головная боль, головокружение, тошнота. По свидетельствам врачей, постоянный шум плох даже тогда, когда он невелик, это отрицательно влияет на работу многих жизненно важных органов: сердца, печени, органов пищеварения. Но о том, что причиной наших болезней является шум, многие не догадываются. Исследования ученых показали, что шум города негативно влияет на умственное развитие детей, на успеваемость их в школе.

Тишина казанцам только снится

Последний раз шумовая карта Казани корректировалась в девяностых годах. За это время, конечно, многое изменилось. Раньше было мало улиц и транспортных магистралей, где нормативы нарушались. А сегодня даже такая когда-то комфортная и тихая улица, как Большая Красная, стала не в меру шумной.

Мы попросили прокомментировать ситуацию с шумом в Казани профессора Казанского архитектурно-строительного университета Татьяну Копсову:

– Казань – город старинный. Улицы когда-то строились с учетом того, что по дорогам будут разъезжать конки. Безусловно, под то количество машин, какое есть у нас сейчас, эти магистрали не приспособлены. Например, улица Нариманова сегодня буквально трещит от натиска машин, едущих по ней в Кировский и Московский районы, где расположено много производственных объектов.

Шум создает вибрации, которые на исторический центр города влияют так, что здания просто разрушаются. Например, в Старо-Татарской слободе. И когда мы занимаемся реставрацией этих улиц, то применяем такую меру, как шумозащитное заполнение оконных проемов. Есть нормативы, которые обязательны для учета при проектировании жилья. Для того чтобы создать комфортную среду, дома должны быть удалены от дороги не менее чем на пятьдесят метров, в этой зоне нужно располагать зеленые насаждения, бульвары. Но у нас с учетом высокой стоимости земли делается это очень редко.

Есть еще так называемый структурный шум, передающийся через конструкции и материалы. Танцуют, например, ваши соседи наверху или упало у них что-то, а вам слышно. В строящихся сегодня в городе домах звукоизоляция бывает максимум до 54 дБ. Этого недостаточно, потому что если у ваших соседей домашний кинотеатр, то уровень шума составит 90 дБ. Звукоизоляцию в жилых домах желательно увеличить до 64 дБ, но это очень затратно.

Мы живем на восемьдесят процентов в той застройке, которая была сформирована еще до всяких наших экзерсисов по поводу “комфортно – не комфортно”. Это издержки нашей идеологии советского послевоенного периода, когда горячая вода и просто крыша над головой считались счастьем. В цивилизованных странах тонкости комфорта возводятся в ранг норматива. Мы же еще не достигли такого уровня. Лишь когда в массовом порядке люди начнут обращаться с жалобами на шум, будут изыскиваться средства на решение этой проблемы.

Отгородимся от мира наушниками

Мы, может быть, не всегда осознаем последствия влияния шума на свое здоровье. А ведь он коварен, действует незримо и незаметно. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне, и постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света. Человек против шума практически беззащитен.

Стоит пройтись хотя бы по казанской улице Баумана, чтобы ощутить это на себе. Магазины, находящиеся очень близко друг от друга, выставляют наружу музыкальные колонки, зазывая к себе. И по мере движения по этой пешеходной улице ты погружаешься то в один ритм, то в другой. Надо ли говорить, что это негативно влияет на нервную систему человека и его слух?

Шумовая проблема многогранна. В исследованиях экологов, традиционно рассматривающих химическое, физическое и биологическое влияние на человека среды его обитания, все больше внимания стало уделяться психологическому аспекту. Тому, что у каждого человека есть свое настроение, индивидуальный ритм, свое звуковое наполнение, из которого его в большом городе постоянно вынимает вполне определенное и единое для всех шумовое воздействие окружающей среды.

Заметили, как много в наше время людей с наушниками? В какой-то степени эта мера спасает от раздражающих звуков, создает для человека иллюзию цельности, выстраивает и собирает окружающее одной мелодией, одним ритмом. С другой стороны, не говоря уже о том, что такой постоянный уход от реальной звуковой среды в искусственную не всегда хорошо сказывается на нашем психическом здоровье, такая мера не безопасна и для наших ушей. Ведь на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка и тем самым превысит его допустимую норму. И тогда воздействие пусть и очень хорошей музыки на наши барабанные перепонки нельзя назвать спасительным.

Тем более что звуки низких частот, которые мы даже не слышим (то есть инфразвуки, источниками которых являются грузовики, автобусы, поезда, самолеты и другой транспорт), также могут оказать вредное воздействие на психическую сферу человека, ухудшая настроение, создавая ощущения растерянности, тревоги, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Даже малые дозы инфразвука могут оказывать на человека существенное воздействие, в особенности если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов. И звукоизоляционные окна при этом помогают лишь отчасти.

Прежде чем задать вопрос “что делать?”, стоит вспомнить, что шумы города не создаются сами по себе. Мы страдаем от них, и мы же сами их создаем, в том числе и когда терпим шумовую (дневную или ночную) активность других. Эгоизм такого рода нынче называется плюрализмом, хотя это противоречит основному определению плюрализма: свобода одного человека в обществе может распространяться до тех пределов, где она не касается свободы любого другого человека.

Наверное, стоит начать менять ситуацию с себя.

Хотя есть еще и технические методы. Например, пористый шумопоглощающий асфальт, способный “гасить” шум. Применение его в Германии позволило снизить на дорогах уровень шума на 4-6 дБ. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров от мусора и снега, чтобы не создавать ночью дополнительного шума, там начинаются не ранее 7 часов утра и заканчиваются не позднее 23 часов. Стоит учесть и то, что иномарки шумят меньше, чем отечественные автомобили, потому что их кузова изолированы шумопоглощающим материалом.

Большое значение имеет увеличение в городах площади зеленых насаждений, особенно вдоль оживленных автомагистралей, что позволяет значительно снизить их шумовое и химическое загрязнение. Не зря вдоль крупных федеральных трасс на многие километры тянется “зеленая стена” деревьев и кустарников – они защищают населенные пункты от грохота проезжающего мимо автотранспорта. Дефицит насаждений в Казани очевиден.

Миллионный город без транспортных развязок существовать не может (у нас в Казани их пока всего пять). Учиться есть у кого. Например, у Норвегии. Эта страна расположена в горах. Там проделали под центром Осло подземные туннели – многокилометровые, внутри которых есть свои развязки, свои улицы, светофоры, площади; историческая же часть города приспособлена для пешего хождения.

Другой прием – это ограничение движения автомобилей к центру города. Центр остается доступным только для общественного транспорта и функционально необходимых видов движения (например, чтобы завезти в магазин товары).

А чтобы избавиться от автомобильных стоянок под окнами, за рубежом создаются стоянки элеваторного типа, когда транспортное средство оператором ставится на элеватор, поднимается на определенный уровень и задвигается в свою ячейку. Как контейнеры с товарами в супермаркете.

Конечно, все это очень затратно, но другим средством борьбы с шумом может стать разве что массовый переезд в деревню. Но еще Шопенгауэр сказал, что от этого цивилизация ушла слишком далеко.

P.S. Между тем проблемами “звукового” террора озаботились депутаты Госсовета. Парламентарии на пленарной сессии в октябре рассмотрели и приняли в первом чтении проект республиканского закона “О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время”. Следующее обсуждение этого законопроекта планируется на декабрьском заседании Госсовета, а пока вносятся поправки.

 

Интересный факт: чтобы избавить пациентов от нервного напряжения, британские ученые погружают их в тишину с помощью сконструированной ими специальной машины, поглощающей посторонние звуки и создающей вокруг человека оазис молчания. После 10- 15 минут абсолютного безмолвия вы чувствуете себя так, будто родились заново.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще