Похоже, предстоящая зима снова свалится нежданно на головы коммунальщиков и дорожников большим снежным комом. Разнеженные теплой погодой и отсутствием обычных для этого времени года осадков, ответственные за содержание автодорог чиновники, судя по всему, мало задумываются, как им придется бороться с суровой зимой уже через месяц.
Обсуждение этой проблемы стало основной темой на прошедшем в среду заседании Республиканской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
По словам главного Государственного автоинспектора Татарстана Рифката Минниханова, в этом году, несмотря на все финансовые неурядицы в стране, реализация программ по обеспечению безопасности дорожного движения продолжается. Как местных, так и федеральной. Рифкат Минниханов также заметил, что “имеющиеся результаты” позволяют говорить о некоторой стабилизации ситуации с аварийностью на дорогах республики. По его словам, в этом году произошло на 181 ДТП меньше, нежели за те же десять месяцев прошлого года. Как следствие, с начала этого года погибло на 11 человек меньше и на 455 сократилось число пострадавших.
Помимо этого, констатировал начальник УГИБДД МВД по РТ, наконец-то достигнуто снижение количества автоаварий, связанных с неудовлетворительными дорожными условиями. Если с 2006 по 2008 год из-за плохого состояния дорог произошло чуть меньше половины ДТП, то с 2008 года ямы и выбоины на дорогах явились причиной четверти всех аварий. Председатель комиссии, руководитель аппарата Кабинета Министров Шамиль Гафаров поспешил напомнить и присутствовавшим на заседании коллегам, и участвовавшим в режиме видеоконференцсвязи районным чиновникам, что расслабляться нельзя. Во-первых, снижение аварийности в целом по республике произошло за счет одной только Казани. Все же видеофиксаторы нарушений, автобусные полосы и разбитые вследствие “строительного бума” отдельные дороги принесли свои результаты. Во-вторых, сравнивать, скажем, осенне-зимние периоды 2006-го и нынешнего годов не совсем правильно. Понятно, что в тот год снег, как обычно, обрушился на дорожников совершенно неожиданно, однако работы у них было не в пример больше, нежели сегодня.
Оптимистичнее выглядел доклад заместителя руководителя исполкома Казани Мансура Хафизова. По его словам, первые снегопады показали, что “дорожные службы столицы к зиме готовы”. Конечно, такие “снегопады”, каковые пришлось наблюдать пару раз этой осенью в Казани, – мечта любого дорожника. Вечером выпадает снег, всю ночь лежит, а к утру тает. К обеду же все осадки, так сказать, самоликвидируются. Но ждать серьезных снегопадов придется, скорее всего, недолго.
Рифкат Минниханов напомнил, что ГИБДД ежегодно проводит анализ готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог. И особо заострил внимание на том, что до сих пор ни один муниципалитет не завершил торги по определению подрядчика на содержание дорог. Проще говоря, пока ни в одном районе Татарстана не знают, кто и какими силами будет бороться со снегом и гололедом. Этот факт искренне удивил председателя комиссии по БДД, пообещавшего в ближайшие дни передать эти данные Премьер-министру. “Ясно, что с антигололедными реагентами могут быть проблемы, мы всегда готовы помочь. Но почему не провели даже конкурса? Непонятно. Я не буду больше никого уговаривать заняться решением этих проблем, не тот случай. Пора отвечать за свою бездеятельность”, – отрезал Шамиль Гафаров.
Кстати, что касается противогололедных средств, то Мансур Хафизов объяснил: исполком столицы в этом году намерен бороться с наледью кардинально новым способом. Вместо соли, разъедающей и обувь, и автомобильную резину, и лапы четвероногих наших друзей, улицы предлагается обрабатывать реагентом “Бионорд”. Новый материал от уральских химиков примерно в три раза дороже технической соли. Однако, как утверждает производитель, в итоге выйдет дешевле: во-первых, его расход на треть меньше расхода соли, во-вторых, реагент работает до минус 30 градусов, тогда как соль активна до 15 градусов мороза, и, в-третьих, им не забивается ливневая канализация.
Если все так, то решение, надо признать, мудрое. Вот только с его реализацией небольшие проблемы. По словам заместителя руководителя исполкома столицы, на закупку “Бионорда” требуется 366 млн. рублей, тогда как на содержание дорог этой зимой в целом выделено 328 миллионов. Шамиль Гафаров, следуя поговорке о том, сколько раз необходимо отмерить, дабы не отрезать чего лишнего, посоветовал столичному чиновнику пока не сыпать в таком объеме казенные миллионы под ноги горожанам. По его словам, для чистоты эксперимента необходимо выбрать несколько наиболее проблемных улиц, и если реагент себя оправдает, применять его в следующую зиму уже повсеместно.