Не меч, а мяч

Ну, все… Можно выдохнуть и откинуться на спинку кресла. Или пойти запускать фейерверки. В двух матчах казанским “Рубином” у лучшего клуба Европы взято четыре очка, из них три – на чужом поле.

Ну, все… Можно выдохнуть и откинуться на спинку кресла. Или пойти запускать фейерверки. В двух матчах казанским “Рубином” у лучшего клуба Европы взято четыре очка, из них три – на чужом поле. Поражение от киевлян можно забыть, как ночной кошмар. Здесь, в Казани, разберемся…

“Рубин”, конечно, не сильнее “Барселоны”. Не надо обольщаться. Но это и не безнадежная борьба дворовой команды с профессиональной. Принципиальной разницы – такой, что обеспечивает победу, – нет. А в этом случае побеждает тот, кто больше хочет победить.
Так у нас было всегда. Напомню: “Порядок бьет класс”. “Наш футбол – это футбол изо всех сил”. Классические формулы, описывающие победу слабого над сильным. Стремление к победе бывает важнее мастерства, если оно очень сильное.

В мужчинах биологически заложено стремление к первенству. Это у нас в генах. И это не специально человеческое качество – это свойство всех живых тварей. Биологический мир суть постоянная борьба за выживание. Bellum omnium contra omnes – война всех против всех. Иначе не выжить.

Поэтому мужчина согласно своей природе жаждет борьбы и стремится к победе. Не стремящимся к лидерству борьба за выживание давала немного шансов. Общество, в котором уничтожено стремление к борьбе, нежизнеспособно. В одном из лучших романов Станислава Лема “Возвращение со звезд” рассказывается, что произошло, когда люди изобрели процедуру “бетризации”, в результате которой в человеке ликвидируется генетическая агрессивность. Что именно произошло, догадаться нетрудно: люди перестали летать в космос, прекратили мало-мальски опасные исследования, стали всего бояться и вообще превратились в подобие уэллсовских элоев.

И что же делать с таким вот родом человеческим? Как добиться, чтобы люди использовали свою агрессивность во благо, а не во зло?

Отцы нашей цивилизации, древние греки, были первыми, кто придумал, как сделать так, чтобы люди, вместо того чтобы убивать друг друга, занялись чем-нибудь полезным.

Они придумали Олимпийские игры. Собственно говоря, изобрели спорт, но это слово появилось тысячелетиями позднее. Главное – смысл: дать общественно полезный выход естественной жажде мужчины к первенству. И вот, вместо того, чтобы протыкать друг дружку мечами и копьями, греки стали соревноваться примерно в том же самом, но мирно. Множество спортивных дисциплин – военного происхождения: бег, прыжки в длину и высоту, метание копья и диска, толкание ядра, фехтование, кулачный бой. На время Олимпиады все войны останавливались, и болельщики враждующих сторон мирно сидели рядом на стадионе в Олимпии.

Европа сумела пронести эту традицию до сего дня. Спорт стал массовым, а Олимпиады – столь же важными событиями, как и во времена древних греков. Потому столь трепетно относятся правительства во всем мире к достижениям спортсменов своих стран, ведь крупная спортивная победа повышает авторитет государства, демонстрирует его лидерские возможности, позволяет утверждать: “Мы сильнее других”.

Что такое футбольная команда “Барселона”? Это та же самая “Непобедимая армада”, только в другом виде. Не меч, а мяч; не солдаты, а футболисты. Хотя даже система наемничества осталась той же: в “Барселоне” играет и аргентинец Месси, и француз Анри. И у нас то же самое.

И как хорошо, что благодаря идее древних греков к нам не приплывает “Непобедимая армада” или армия свирепого итальянского кондотьера, а являются футбольные клубы “Интер” и “Барселона”. Да и мы не посылаем на Европу свои полки, а отправляем футбольный “Рубин”, которым восхищаются на всем континенте.

И потому каждая спортивная победа приближает нас к Европе вернее, чем самый тонкий политический маневр.


Владимир МАРЧЕНКО.
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще