Если нельзя, но очень хочется, то можно?

Новые частные гаражи появились недавно во дворе Национального музея Татарстана. Его сотрудники бьют тревогу…

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Новые частные гаражи появились недавно во дворе Национального музея Татарстана. Его сотрудники бьют тревогу: земля внутри комплекса Гостиного двора находится в федеральной собственности и несколько лет назад была передана музею в оперативное управление. Это значит, что разрешение на строительные работы, выданное администрацией Вахитовского района столицы без согласования с заинтересованными сторонами, было незаконным.

Как известно, Национальный музей республики – памятник федерального значения. В 1995 году указом Президента России он вошел в перечень особо охраняемых объектов истории и культуры. Чуть позднее была утверждена концепция капитальной реконструкции главного музейного хранилища республики, началось соответствующее проектирование.

Один из вариантов переустройства предполагал, что весь комплекс “Бегемота” – квартал, который включает музей и соседние здания, – будет расселен и переоборудован под выставочные экспозиции и фондохранилища. Во дворе музея планировалось построить атриум – большое многофункциональное помещение из прозрачного стекла, а рядом, позади дома-“хрущевки” №2а на улице Кремлевской, разбить сквер. Строить здесь специалисты категорически запретили, поскольку на этом месте ранее был обнаружен ценный артефакт – древнее мусульманское захоронение с могильными камнями начала XV века.

Однако рядом, в непосредственной близости, сегодня расположились злополучные гаражи, некогда возведенные жителями дома №2а на ул.Кремлевской. Сама “хрущевка” была построена на месте угловой секции “Бегемота”, примыкавшей к перекрестку улиц Кремлевской и Чернышевского. В начале шестидесятых годов фундамент этой части Гостиного двора просел, и секция стала разрушаться. После того как ее разобрали, было принято решение построить жилой дом – ныне благодаря своему расположению входящий в категорию элитного жилья.

В свое время жители “хрущевки” получили разрешение на строительство гаражей во дворе дома. За давностью срока большинство из них стали ветхими. В 1994 году вышло постановление администрации Казани, предписывающее снести внутри Гостиного двора все частные строения и запрещающее их приватизацию. Однако данное требование жильцы дружно проигнорировали.

Вторая попытка навести порядок внутри Гостиного двора была предпринята накануне празднования тысячелетия Казани. Тогда мэрия города планировала полностью очистить двор от посторонних строений, чтобы наконец приступить к реконструкции музея. Несмотря на это, 22 гаража благополучно дожили до наших дней, а некоторые их владельцы даже умудрились узаконить права на дворовую собственность.

Впрочем, земля под гаражами продолжала числиться в федеральной собственности, и руководство Национального музея добилось запрета на перепроектирование существующих строений и строительство новых. Статус-кво поддерживался вплоть до последнего времени.

Но месяц назад несколько жителей дома №2а, предварительно вырубив деревья и разобрав старые короба своих гаражей, возвели ряд к ряду пять новых монолитных гаражей. К строительству в нарушение всяческих запретов они привлекали крупную спецтехнику.

С санкции Минкультуры Татарстана руководство Национального музея тщательно зафиксировало факты противоправного строительства. Было проведено целое расследование, чтобы выяснить, кто дал на него разрешение. В исполкоме Казани, уполномоченном выделять земли под строительство, а также городском управлении архитектуры и градостроительства бессильно развели руками – там о случившемся ничего не ведали. Оказалось, владельцы гаражей – люди, как выясняется, далеко не рядовые – добились санкции на строительные работы в администрации Вахитовского района Казани. Самое поразительное: на требование музея отреагировать из мэрии столицы пришло подтверждение о том, что строительство на территории памятника истории и культуры по-прежнему категорически запрещено.

Но, увы! Если нельзя, но очень хочется, то, видимо, для некоторых все-таки можно…

 

P.S. Поскольку внятного ответа относительно случившегося администрация музея так и не добилась, остается надеяться, что разъяснения и необходимые меры последуют после данной публикации.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще