Старики в “стране стариков”

Говорят, каждый вздрагивает, когда его впервые называют стариком…

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

 

Говорят, каждый вздрагивает, когда его впервые называют стариком… Общеизвестно, что наши города выглядят моложе, чем есть на самом деле, потому что одни старики засели по домам и выходят только, чтобы дойти до ближайшего магазина и больницы, а иные коротают дни в домах престарелых. Для них это последняя пристань…

Наши дома престарелых – это особый запах, особая атмосфера, в большинстве случаев обшарпанные, унылые стены и посуда, какой бы дома мы не пользовались…

Как туда попадают? Кто-то расплачивается за свои проступки. У кого-то нет родственников, кого-то обманули черные риэлторы… А многих отдали туда собственные дети.
Думали ли вы о себе на месте этих несчастных? Хотели бы, чтобы на старости лет ваши дети “оформили” вас в такой дом?

По сведениям Минсоцздравразвития РФ, на 1 января 2008 года в России насчитывалось 1534 заведения для престарелых и инвалидов, в которых находилось 240 тысяч стариков, из них почти треть – лежачие.

В начале нынешнего года Росздравнадзором проведены проверки в 70 учреждениях десяти субъектов РФ. Везде требуется ремонт, часто капитальный, не хватает медработников, лекарств, медоборудования, средств ухода за больными, одежды и обуви. Старики теснятся в обветшавших зданиях, иногда степень износа их достигает 90 процентов.

Чтобы убедиться в этом, далеко ездить не надо. В нашей республике” 4,5 тысячи граждан проживают в домах для престарелых и инвалидов, некоторые здания стопроцентно непригодны для человеческого житья. Такая информация прозвучала 7 октября в Госсовете РТ на совещании, которое провел руководитель парламента Фарид Мухаметшин. Присутствовали депутаты, директора социальных учреждений, представители Правительства, в общем, распорядители жизни нашего социума. Обсуждали роль попечительских и наблюдательных советов при автономных социальных учреждениях. Их у нас в республике 36. Из них 23 – дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Появились они два года назад после принятия указа Президента РТ “О мерах по реализации Федерального закона “Об автономных учреждениях”. Через создание автономных учреждений началось реформирование государственного сектора социального обслуживания. Если кто из читателей еще не дошел до сути реформы: она, попросту говоря, направлена на то, чтобы дома престарелых стали самоокупаемыми.

Из всех идей новейшего времени, последовательно воплощающихся в жизнь, только одна, на мой взгляд, кажется менее жесткой, чем эта: чтобы и культура была самоокупаемой. Там “под реформой” контингент все-таки покрепче, а здесь – сплошь старики и инвалиды. Как объяснить людям, обществу, что старость – то же детство, что мы обязаны заботиться о стариках, не требуя взамен ничего?..

У нашего общества после перестройки, кажется, появился пониженный порог болевой чувствительности. Что-то омертвело на психическом уровне. Может, потому, что сформировался стереотип: только та жизнь хороша, которая удобна, комфортна, приятна, гламурна. А старость – неудобна, некомфортна, негламурна. Хотя на самом деле это не так.

Старость – весьма достойный период в жизни человека, просто пожилой человек зачастую нуждается в помощи, как нуждаются в ней дети. Но пропагандируется, что достойным уважения может быть человек успешный, пробивающийся, остальные – лузеры, говоря новоязом. С такой точки зрения любой человек, достигший преклонного возраста, по определению лузер, если, конечно, он не олигарх.

В прошлом году республика потратила на благотворительность 14 миллиардов рублей. Казалось бы, нетрудоспособные старики, не имеющие собственной крыши над головой и, практически, минимум пожитков, – “самый тот” объект приложения “души прекрасных порывов” и не менее прекрасных благотворительных сумм. Ан нет, в иных автономных учреждениях на них пытаются… заработать, и ведь получается! Помимо платы за проживание, на которую уходит львиная доля жалких пенсий, во многих социальных учреждениях, как, например, в Верхнеуслонском доме-интернате для престарелых, для того, чтобы погладить одежду, вскипятить чайник, воспользоваться холодильником и даже посмотреть телевизор, надо платить дополнительно из своего кармана! Чтобы получить пирожок к вечернему чаю – тоже.

Как сообщила советник Президента РТ по социальным вопросам Татьяна Ларионова, явно огорченная создавшейся ситуацией, в Алексеевском доме-интернате для престарелых доходы от оказания бытовых услуг за 8 месяцев составили аж 24 750 рублей. Кого спасают такие суммы? Стоят ли они того, чтобы проживающие там старики чувствовали себя как… Как где?

Как бы вы чувствовали себя в месте, где бы за все расплачивались, пусть мизерной суммой, но постоянно – неужели, как дома? Неужели не страдали бы от этой жестокой казенщины? “Чем так жить – лучше умереть”, – сказала одна из обитательниц дома престарелых в телесюжете “Эфира”, продемонстрированном уважаемому собранию.

Все это не из-за кризиса! Деньги на помощь тем же банкам находятся. Вот и первый вице-премьер Равиль Муратов считает: “Не деньги здесь являются камнем преткновения. Это вопрос приоритетов. Если это для нас приоритет… Я считаю – приоритет. Чайник, телевизор – все это можно легко решить усилиями наблюдательного совета. Для этого нужны мы с вами, представители государственной власти. Это вопрос ежедневной планомерной работы, нашей с вами работы”, – подчеркнул он, обращаясь к участникам совещания.

Министр земельных и имущественных отношений Азат Хамаев тоже считает: “Не надо делать из услуг старикам коммерцию. Человек должен иметь полотенце, тапочки, халат, телевизор бесплатно. Для этого существует госзаказ. Да и как можно взимать плату за телевизор практически? Кто определяет ее величину? Если это плата за потребленное телевизором электричество, то кто и как его учитывает?”

Элеонора Серебрякова, директор Верхнеуслонского дома-интерната, ввела присутствующих в тонкости быта своего заведения: плата взимается не за электроэнергию, а за износ приборов – холодильника, телевизора… В своем выступлении она обмолвилась, что недавно один из депутатов подарил интернату телевизор. Интересно, за его “амортизацию” тоже станут брать деньги? Или только за те, которые перешли в собственность автономного учреждения от государства?

Фарид Мухаметшин сообщил участникам совещания: “Есть факты, свидетельствующие о том, что в автономных социальных учреждениях многое не делается даже в рамках существующего федерального и республиканского законодательств. К сожалению, в отдельных социальных учреждениях есть проблемы с предоставлением всего набора услуг”. Он высказался в том смысле, что такое положение дел надо коренным образом менять. Термин “доживание” необходимо исключить из обращения. Старики в домах престарелых должны не “доживать”, а нормально жить, и эту проблему нужно решать совместными усилиями государства, муниципалов, попечительских и наблюдательных советов, в которые входят депутаты.

Татьяна Ларионова напомнила, что еще в прошлом году Президент Минтимер Шаймиев подверг критике “платные вечерние пирожки в интернатах”. И именно он предложил включить депутатов Госсовета в наблюдательные и попечительские советы при социальных учреждениях. Очевидно, для того, чтобы они выносили на самый высокий уровень проблемы быта пожилых, престарелых людей в домах призрения. Ведь на самом деле это вопрос государственный…

Надо сказать, равнодушных в зале не было. Своим видением путей более активного участия парламентариев в попечительских советах учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов поделились заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, депутаты Александр Евдокимов, Хафиз Миргалимов, Рафкат Кантюков и другие. Надо полагать, положение в домах престарелых и инвалидов будет меняться. Фарид Мухаметшин резюмировал: это совещание – отправная точка грядущих изменений.

Министр труда, занятости и социальной защиты Айрат Шафигуллин, заведующий “страной стариков”, говорил в основном о положительных подвижках в деле ее автономизации.

Действительно, они есть: директоров уже не надо принуждать переходить на автономный режим, они теперь ратуют за это. То ли поняли, что процесс необратим, то ли убедились, что заработная плата работников автономных учреждений выросла… По сравнению с 2007 годом – на 40 процентов. Одна из забот министра – “повышение эффективности домов-интернатов для престарелых, что возможно только при наличии подготовленных кадров для работы в новых условиях. На первое место выходят менеджерские способности руководителей, позволяющие организовать гибкую эффективную работу учреждений. Министерством ведется работа по подбору и подготовке управляющих кадров в режиме автономного учреждения”.

Дай-то бог, чтобы из подготовки управляющих кадров не выпало главное: отношение к старикам – самый точный показатель нравственного состояния общества. Именно оно, нравственное здоровье, – залог перемен к лучшему всего общества, а не 24 750 рублей со стариков, желающих просто попить чайку и посмотреть телевизор.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще