В деревню с нежным названием Девичья Поляна, что в Черемшанском районе Татарстана, нас позвало письмо заведующей здешней начальной школой Зои Дмитриевой. “У нас удивительной красоты места, а люди какие! – пишет Зоя Николаевна. – Трудолюбивые, открытые сердцем, добрые и независтливые. Приезжайте, познакомим…”
Справочник “Населенные пункты Республики Татарстан” скупо сообщил нам, что раскинулась эта деревня на речке Челнинке, левом притоке Большой Сульчи. От районного центра ехать на запад 23 километра. Населяют ее чуваши, которых здесь в 1992 году было 189 человек. Больше всего заинтересовало то, что основана деревня в XVIII веке. Скажу сразу: справочник нас подвел – деревня появилась на свет в начале прошлого века. Но это было уже не важно…
Не от добра добро искали
И мы поехали. Дорога в эту деревню – одно удовольствие. И не только потому, что тут красивые окрестности. Говорят, еще лет шесть назад сюда просто было не проехать. Сегодня не сплошь асфальт, частично трасса грунтовая, но зато нет проблем в любое время года добраться до этого поселения. Но сразу же в минус черемшанским дорожникам запишем то, что ни одного указателя с названием деревни мы так и не обнаружили, и, если бы добирались сами, а не с руководителем аппарата главы Черемшанского района Миляушой Батыршиной, поплутали бы изрядно…
И вот с пригорка во всей красе открывается Девичья Поляна, рядом с которой раскинулся живописный пруд, окаймленный кудрявыми ивами и полный бело-снежных гусей.
Деревня небольшая. Сегодня здесь в пятидесяти пяти дворах живут 173 человека, но зато детей в возрасте до 17 лет больше полусотни, что не может не радовать Самата Шамсутдинова, главу Ульяновского сельского поселения, в состав которого входит и Девичья Поляна.
– Конечно, народу у нас в год выпуска справочника было поболее, но зато теперь прибавилось молодежи, – говорит Самат Шамсутдинов. – История появления на свет этого населенного пункта полна трагических событий. Не по доброй воле перебрались сюда несколько чувашских семей, покинув родные места. Ушли недалеко от Кутушей, где многие века обитали их предки. Но так сложилось…
Начало прошлого века. Отгремела Октябрьская революция, вовсю шла борьба с кулаками, создавались новые, коллективные хозяйства. В Кутушах же назревала своя “революция”, которая грозила обернуться немалыми бедами. И без того неспокойное село, где многие годы не совсем мирно жили марийцы и чуваши, начали одолевать стычки между молодежью. Улица шла на улицу, дом на дом… Схлестывались в драках. И конца этому не было видно. Образумить молодых не удавалось. Тогда собрались в круг старики и порешили: чтобы настал мир, кто-то должен уйти из села.
Выступили вперед чуваши: “Уйдем мы, поселимся на своих покосах. Воды там в достатке, есть родники, речка”. Но и тут миром решить вопрос не удалось. Вскинулся кто-то, мол, на этих лугах и нам неплохо было бы поселиться. Но в эту же ночь все чувашские семьи снялись с места и ушли на дальние луговины, куда до утра перевезли семь уже подготовленных заранее срубов. Новое жилье подняли быстро, всем миром.
А дома строили по древним обычаям, которых здесь придерживаются и ныне.
– Посмотрите, как выглядят дома в Девичьей Поляне, – обращает наше внимание глава поселения. – Характерной чертой чувашской избы (пюрть) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (ман алак). А еще нам свойственна окраска домов в синий цвет. Она так и называется – чувашская. Кстати, наши земляки относятся к так называемой группе нижних чувашей – анатри. К ним причисляют тех, кто и сейчас живет на юге самой Чувашии и за ее пределами. Считается, что они являются единственными живыми представителями булгарской группы тюркских языков. Она имеет два диалекта: верховой – “окающий” и низовой – “укающий”, на котором и говорят наши земляки.
На территории Черемшанского района немало чувашских селений, которым насчитывается по три, а то и четыре века. К примеру, в XVIII веке крестьянами-чувашами, переселившимися из нынешнего Дрожжановского района Татарстана, была основана деревня Аккиреево. Перебрался сюда простой люд из Симбирской губернии. Любопытно, что на родине они были окрещены. Но по пути на свою новую родину, как рассказывают предания, они выбросили кресты в Волгу и, поселившись в деревне Чувашское Афонькино (Чаваш Ухинке), продолжали пребывать в язычестве. Те, кто пришел сюда из симбирской деревни Чекурское, молились и приносили жертву знаменитому Чекурскому божеству (Чакари ыра).
– Одной из главных причин миграции чувашских крестьян в наш район являлось малоземелье в сочетании с плохим качеством земель, особенно в северных районах Чувашии, где преобладали серые суглинистые и подзолистые почвы, дававшие очень невысокие урожаи, – поясняет директор Черемшанского музея истории района Алмас Закиров. – Место было выбрано чувашами не случайно. Известно, что еще их предки-булгары населяли соседнее Самарское Заволжье до монгольского нашествия. А причеремшанские земли были центром Волжской Булгарии.
Начало расселения чувашей в междуречье Черемшана и Кондурчи следует отнести, вероятно, к концу XVII века, хотя в это время здесь еще не существовало постоянных селений. На Большом Черемшане по переписи 1710 г. зафиксирована целая волость – Черемшанская, состоявшая из пяти деревень, три из которых располагались на его левом берегу.
Одно из первых чувашских селений на левобережье – Якушкино, известное еще по переписным книгам князя Уракова, датированным 1678 годом. К 1716 г. на указанной территории отмечено еще несколько деревень: чувашские – Ильдеряково, Аксубай, Томкин, Богдашкино на Малой Сульче, Микушкино, Тимерик, Мокшино, чувашско-татарское Сунчелеево на Большой Сульче, Екусубаево на Малом Барыше и другие.
Об истории и Кирилле Мартышкине
В соседнем, буквально через межу с Черемшанским, Челно-Вершинском районе Самарской области есть село Сиделькино, в котором издревле проживают чуваши, русские и мордва.
Еще в 1855 году опубликована статья об этом селе, которая интересна тем, что в ней на основании бытовых наблюдений дается характеристика народу, обосновавшемуся в этих местах: “Заселение Сиделькина должно относить, по всей вероятности, к концу XVII века. Чуваши по характеру своему хотя и почитаются кроткими, но неблагоприятные обстоятельства жизни вынуждают их быть иногда предприимчивыми… Маленькие слободки, как обыкновенно строятся чуваши, расположенные в двух концах [села]… разительно отличаются от улиц, расположенных по плану русского и мордовского населения. Чувашенин, расставив и разбросав разные принадлежности своего хозяйства и земледельческие орудия кругом своего дома, издалека говорит о себе и этим, собственно, подтверждает название свое: сиваш, чиваш – “домовитый, оседлый”.
Сидельниково, до которого буквально несколько километров от нашей Девичьей Поляны, упомянуто не случайно. В черемшанском музее, с богатейшими экспозициями которого мы с интересом ознакомились, этому селу уделено особое внимание. Ведь именно здесь была обнаружена одна из древнейших в этой местности стоянок человека каменной эпохи. Да и последующие века дали немало любопытных находок. Особенно поразили игральные кости скифского периода, а это пятый век до нашей эры. В такие же “ашички”, “альчики” до сих пор играет местная детвора. Так что говорить о том, что места эти обжиты всего-то тройку-другую веков назад, не приходится.
Но вернемся в нашу Девичью Поляну. Откуда такое название, нам рассказали в начальной деревенской школе, которую возглавляет Зоя Дмитриева, недавно перебравшаяся сюда, в родные края мужа, из Нижнекамска. Решение поменять большой город на маленькую деревню было неслучайным. И от городской суеты устали, да и грянувший кризис показал, что в сельской местности прожить нынче легче. Ведут свое большое хозяйство, есть задумка пасеку завести.
Но в куда большем выигрыше от появления здесь энергичной, деятельной женщины оказалась сама деревня. До нее никто особо и не вдавался в историю родного края. Течет жизнь и ладно. А теперь и малышня знает подробности давно минувших лет. Вот малюсенький первоклашка Кирилл Мартышкин, которого пока за партой-то потерять можно, уже серьезно вводит нас в курс тех событий.
Оказалось, ласковое название села связано с печальной историей. Те места, которые облюбовали первопоселенцы, славились не только своей красотой. Именно сюда сбегалась со всей округи молодежь. Здесь знакомились, водили хороводы, играли, одним словом, проводили свое свободное время. Все к тому располагало: раскидистые березы, сочная зелень разнотравья, огромная опушка, будто идеально вырезанная природой под площадку, где можно собираться большой толпой.
Только беда в том, что облюбовали эту местность и дезертиры, сбегавшие от революционной мобилизации. То и дело пропадала в окрестных деревнях живность. А потом стали пропадать и люди. Причем девушки. Видно, крали их беглые. После того как исчезла первая красавица села, запретили молодым собираться на этом лугу. Запрет нарушить никто не посмел.
Прошло время, о лихих людях стали забывать. Видно, ушли они из этих мест. А там и кутушские чуваши поставили здесь свои дома. В память о тех девушках, кого вырвала из родной семьи злая рука, и назвали они свою деревню Девичьей Поляной.
День за днем, год за годом
Так складывалась история деревни. На слуху тут две фамилии: Дмитриевы (в эту семью влилась Зоя Николаевна) и Кузьмины. С Николаем Федоровичем, который сегодня является одним из старейших представителей последнего рода, мы и познакомились при содействии заведующей школой. На встречу старожил пришел с папкой, полной пожелтевших листков. Признаться, мы оторваться не могли от этих бумаг, ведь некоторым уже больше века. В этих документах – трагическая судьба фамилии.
Отец нашего собеседника Федор Васильевич был человеком широко известным не только в волости, но и во всем Чистопольском уезде, куда территориально относилась деревня. Получивший хорошее по тем временам образование, он числился в активистах. Одиннадцати лет от роду переступил порог школы. Проучившись три года, пошел работать. Нужно было семье помогать. На дворе стоял семнадцатый год. Идеи революции принял сразу, поскольку на своей, что называется, шкуре прочувствовал, каково быть бедным крестьянином. В 1921 году семья снялась с насиженных мест, спасаясь от голода. Осели в Сибири. Там Федор ушел в поездные кочегары, много читал, мечтал учиться дальше.
Но уже через год затосковали черемшанские чуваши по родной стороне и решили вернуться. Тут парень сразу же вступает в комсомол, организует первую в Девичьей Поляне комсомольскую ячейку. Затем учеба в Чистопольской районной совпартшколе. Активного Кузьмина замечают, он становится председателем ревкомиссии волостного крестьянского комитета. Оттуда его направляют на учебу в Казань, где молодой коммунист оканчивает курсы по подготовке ответственных работников Госбанка.
Именно он стал в 1927 году организатором первой в деревне сельхозартели “Юлдаш”, преобразованной затем в колхоз, которому дали имя Климента Ворошилова. Двумя годами позже, аккурат 23 февраля, на свет появляется первенец Кузьминых Николай, которому, увы, не суждено было расти под крепкой отцовской рукой: через несколько лет Федора Кузьмина ночью подкараулят кулаки и расстреляют в упор. Ненамного пережила его жена. С той поры Коля рос один под присмотром старенького деда. Потому и образование получить не удалось, нужно было кормить и себя, и дедушку.
А там грянула война, после окончания которой парня забрали в армию. Отслужил он в Советской Гавани, флот вспоминает до сих пор с удовольствием. Это была самая счастливая пора в жизни ветерана.
Но есть одна большая радость в его жизни. Это шестеро детей, внуки и даже шестеро правнуков, которые получили хорошее образование и живут сегодня в Москве и Самаре. Только дочь осталась в родной деревне.
Как прирастают семьи в Девичьей Поляне
Когда говорят о чувашах, то сразу речь заводят о трудолюбии этого народа, его домовитости. А я бы сказала еще и об их душевной щедрости. И тому еще одно подтверждение – семья Якимовых.
Вот что бы не жить Степану Семеновичу и Юлии Георгиевне в покое и достатке, отработав по полной мере в родном колхозе? Почивать бы на заработанных лаврах. Дети выросли, дом – полная чаша. Юлия Якимова – человек известный. Проработала главным зоотехником колхоза, была депутатом Верховного Совета ТАССР одиннадцатого созыва, наград разных не перечесть. И вдруг такое решение – взять сразу троих, а потом еще четверых ребят на воспитание. Причем ребят более чем неблагополучных, с шатким здоровьем, надломленной психикой.
– Не тяжело? – не удержавшись, первым делом интересуемся у хозяйки.
– Что вы! Вот без них было бы тяжко, – улыбается Юлия Георгиевна. – Дом большой, свои дети выросли, встали на ноги. Разъехались, каждый живет своей жизнью. А нам одиноко было. Нет, дети в гости приезжали с внуками. Но после них в доме тихо, пусто… В нашем районе немало приемных семей, сколько обездоленных ребят в них сердцем отогрелись. Вот, мы подумали и решили: нельзя в стороне оставаться. Силы есть, не бедствуем, тепла душевного хватит, чтобы брошенных малышей в люди вывести.
А вот сколько трудностей семье пришлось перенести, знают только Якимовы. Последние трое мальчишек и четырехлетняя девчушка даже не умели разговаривать. Кто-то и ходить не мог в пятилетнем возрасте. В ход пошла народная медицина. Баня, мед (благо своя пасека имеется), веники еловые и дубовые, чаи с травами, массажи, обертывания. По утрам – всей семьей на зарядку. И результат не заставил себя ждать. Дети оттаяли, отошли, перестали дичиться. Единственное, при звуке машины мальчики до сих пор пугаются. “Боятся, что увезут, – со слезами на глазах поясняет Юлия Георгиевна. – Это что же пришлось им за свою крошечную жизнь перенести, чтобы перестать доверять людям?”
Сегодня четверо старших учатся в соседней Ульяновке, куда их доставляет школьный автобус. Два раза в неделю Якимовы непременно заглядывают сюда, чтобы побеседовать с педагогами. Малыши дома постоянно рядом со своими новыми родителями. Норовят подсобить на участке.
– Главное, что рядом, пусть за подол держатся, но держатся уже по-хозяйски, – смеется Юлия Якимова. – Мы же с миром знакомимся, разговаривать учимся. Причем сразу на трех языках. Я сама татарский со словарем учила, чтобы понимать тех, с кем общаешься по работе, быть для них своей. Вот и мои дети сегодня сразу учатся русскому, татарскому и чувашскому. Чем больше будут знать, тем жизнь их будет богаче.
У чувашского народа есть пословица: “Капля – морю добавка”. Вот так по капельке, чистой и доброй, строит свою неторопливую жизнь народ Девичьей Поляны.