Старость – не возраст, это состояние души

В середине осенней поры наступает праздник, который сравнительно недавно пришел в нашу жизнь, – праздник почитания старости.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

Осень. Листья деревьев тихо падают под ноги, говоря, что все в этом мире заканчивается… В середине осенней поры наступает праздник, который сравнительно недавно пришел в нашу жизнь, – праздник почитания старости. Осень не только навевает грусть, но и настраивает на размышления: думается, нет никаких отдельных стариков в том смысле, в каком есть татары или русские, милиционеры или продавцы, олигархи или чиновники и даже женщины или мужчины. Старики – это мы с вами и есть, только некоторое время спустя…

Есть такая притча. Сын выгонял из дома на улицу под дождь старого, немощного отца, но решил все же сжалиться над ним и кинуть вслед ему старую попону. Рядом стоял его собственный сын, который сказал: “Папа, разрежь попону пополам. Когда ты состаришься и я буду тебя выгонять из дома, то отдам тебе вторую половину”… Все просто: так же, как сегодня поступаем мы, завтра с нами поступят и наши дети. Старость не минует ни одного из нас.

Лев Дуров в спектакле в Театре на Малой Бронной “Я не Раппопорт” обливался слезами: “Глубокий старик – это такое же чудо, как новорожденный ребенок. Конец жизни, как и начало, завораживает своей тайной”. Какую тайну имел в виду он?..

Человек всегда хочет жить. И не хочет умирать. Но Бог придумал старость. Чтобы человек устал. Чтобы ему все опротивело. Чтобы он почувствовал себя беспомощным и одиноким, никому не нужным. Чтобы ему самому захотелось уйти…
Грустно.

Говорят, только к шестидесяти годам можно по-настоящему ощутить ценность семейного уклада жизни. Когда человек состарится, перестанет чувствовать боль от невозможности физической любви, зато еще больше будет нуждаться в любви человеческой, сыновней, дочерней.

Понятие “уважать старость” смысловое, на мой взгляд. Уважать не только потому, что она старость, а потому, что старики прожили больше, чем мы. Они больше знают жизнь, больше повидали и счастья, и горя, больше любили и ненавидели, радовались и печалились. Уважать, смею заметить, это не только помнить о них, но и создавать условия для нормального существования.

К примеру, в азиатских странах и на Востоке к старикам относятся с большим уважением и почтением. Для них старец почти святой. И вот результат – у них нет домов для престарелых! Нет, потому что у них менталитет такой. Оставить своих родителей – для них это преступление. Там нет одиноких стариков! Если так сложилась жизнь, что пожилые люди остаются одни, их забирают соседи или просто знакомые.

У нас другой менталитет.

Грустно. А может ли быть иначе?

Для многих ли осень жизни – действительно золотая пора? И можно ли отдалить старость?
Очевидно, что ее не всегда нужно связывать с возрастом. Есть и молодые люди, которые, по сути, уже старики. И наоборот. Думается, старость начинается тогда, когда у тебя не будет желания узнать что-то новое и что-то сделать, изменить в этом мире, когда иссякнут идеи и возможности их воплощать. Тут приходит на помощь народная мудрость: “Лопата, которой копают землю, не ржавеет”… Старость – это не возраст, старость – это состояние души.

Вот и все. И нечего хандрить.

Вспомните про Поля Брэга, который умер в 95 лет, и то только оттого, что его накрыла необычайно мощная волна, когда он катался на серфинге в море. И вообще, в свои годы он общался с людьми раза в три его моложе и чувствовал вкус жизни.

Однако так хочется, чтобы этой золотой осенью все наши старики почувствовали, что они не безразличны нам. Много им нужно? Наш теплый взгляд, дружеское объятие, нежная улыбка и чуть-чуть понимания! И тогда их морщинки разгладятся, и сердцу станет теплее от осознания того, что осень жизни великолепна!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще