Сначала внимание на эту проблему в Нижнекамске обратили депутаты. Сегодня трудно сказать, кто первым задался вопросом: куда можно пожаловаться недовольному потребителю.
Основных “жалобных” учреждений в Нижнекамске два: территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан и территориальный орган Госалкогольной инспекции РТ. Кроме этого, есть еще и отдел по контролю за потребительским рынком в управлении внутренних дел; отдел торговли и потребительских услуг при исполкоме муниципального района.
В принципе, при “узкой” необходимости можно пожаловаться и в управления здравоохранения, образования и так далее, там жалобу тоже рассмотрят. Речь, однако, о специальных структурах.
Каждый из органов работает в предписанных ему рамках: контролирует, выявляет, защищает. Даже если мы ни на кого не жалуемся, все равно защищает, потому что контроль и выявление того, чего не должно быть, – это все та же защита от некачественных товаров, сомнительных услуг, недобросовестных поставщиков и посредников.
Рентгеновский глаз Роспотребнадзора “просвечивает” все, что нас окружает: от продуктов питания, розничной сети по торговле медикаментами, косметикой, парфюмерией до любых непродовольственных товаров, детских игрушек. В поле зрения остаются ремонт бытовой техники, работа кафе и ресторанов, баров и столовых, туристических агентств. Кроме этого, в сфере его действия – здравоохранение, образование, жилищно-коммунальные услуги и так далее.
Больше всего внимания достается торговле: на ее долю приходятся семь из каждых десяти проверок. Результаты подтверждают: беспокойство не напрасное, ведь в сорока случаях из ста плановых проверок фиксируются те или иные нарушения.
Как показывает практика, население несет в Роспотребнадзор свои проблемы тоже небез-основательно. Всего в четырнадцати из 1800 случаев (столько устных и письменных жалоб от населения поступило в территориальный орган Роспотребнадзора за прошлый год) возмущенный потребитель оказался не прав. И опять же, даже беглый взгляд на рынок товаров и услуг подтверждает, насколько ему требуется ненавязчивое внимание контролирующих органов. С одной стороны, можно понять поставщика товаров и услуг, который просит: “Отстаньте!”, с другой – потребителя, который требует навести порядок в сроках реализации продуктов питания и условиях хранения товаров (такие нарушения не чужды даже солидным торговым сетям с известными именами), жалуется на качество трикотажных, швейных и меховых изделий, обуви, сигнализирует о нарушении сроков гарантии – то есть анализирует потребительский рынок со своей стороны и умудряется выявить нарушителей даже среди лидеров.
Не остается в стороне и рынок по продаже автомобилей и запасных частей. Автомобиль – не галоши, и нарушения прав потребителей в абсолютном материальном выражении здесь обходятся куда дороже. Купивший автомобиль, но не получивший вовремя паспорт транспортного средства, государственную регистрацию не пройдет.
На автомобильном рынке такая жалоба – самая распространенная.
Не с автомобилем, так с ювелирным украшением вдруг возникнут проблемы; не с украшением, так с мебелью; не с мебелью, так с морской свинкой… Была и такая жалоба в истории контроля за потребительским рынком.
Что любопытно: несмотря на общеизвестную не слишком спокойную ситуацию на рынке алкогольной продукции, за год на ее качество нижнекамцы пожаловались всего один раз. Зато они же активно проявляют неудовольствие по поводу оказания платных стоматологических услуг. Ну а жалобы на качество мобильных телефонов, телевизоров, холодильников просто сыплются.
Оправившись от расформирования успевшего завоевать авторитет Комитета по защите прав потребителей, люди понемногу заново сориентировались, хотя надо сказать, потребителю оказалось не просто понять, где же теперь защищают его права. Тем более что органов с одинаковыми функциями стало несколько.
Примерно такие же обязанности, что и Роспотребнадзор, выполняет соответствующий отдел Госалкогольной инспекции. Часть материалов по результатам проверок, а точнее – около третьей части – отсюда уходит… в Роспотребнадзор.
Часть проверок тоже проводится специалистами трех служб, включая отдел УВД по контролю за потребительским рынком. Однако такое расширенное представительство не слишком сильно влияет на эффективность проверок. Взять, к примеру, штраф: наказание по большей части, скорее, обидное, чем материально ощутимое – наложить штраф на месте контролирующие органы не имеют права. Для того чтобы дело о штрафных санкциях было рассмотрено, виновник должен ехать в Казань, в республиканское Управление Роспотребнадзора. Таким образом, наказание волей-неволей удваивается.
Замыкаются контролирующие органы и на проблеме экспертизы. Вопросов по экспертизе у специалистов, работающих с жалобами, море, а ближайший эксперт (и то не по всем видам) есть только в Набережных Челнах. А то и вовсе приходится обращаться к казанским экспертам. А это дорого, хлопотно, неудобно.
Не легче работать и без единой базы данных. Бывает иногда сложно выяснить даже местонахождение главного офиса фирмы, в чей адрес поступила жалоба – а ее руководитель сидит где-нибудь в Перми и в ус не дует.
Лабораторная служба тоже нуждается в укреплении. Взять тот же бензин: отвечает он или нет заявленным параметрам? Выяснить это на месте лабораторным путем – проблема.
Вот и получается, что контролирующих служб в муниципальном районе вроде бы и хватает, но руки у них связаны. Потребителю, на первый взгляд, и есть куда обратиться, но на пути рассмотрения его дела – те еще препоны!
Вывод, к которому пришли местные депутаты, прост: уж коли не в полномочиях муниципальной власти создать единый контролирующий орган, то вполне в ее полномочиях организовать информационную подпитку друг друга и создать систему взаимодействия всех структур. При этом не оставляется и идея обратиться в Казань с предложением объединить службы разных ведомств, особенно в том сегменте, где их обязанности дублируются. Таким образом поставлен вопрос о создании в Нижнекамске муниципального органа, уполномоченного вести работу на потребительском рынке. Здесь уверены: при такой постановке вопроса порядка станет больше.