В сексе тоже важны культура и грамотность

Готовя комментарий к материалу Валерия Шишкина, корреспондент “РТ” столкнулся с неожиданной проблемой – найти сексолога или сексопатолога в миллионном городе оказалось не так-то просто.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347367321

Готовя комментарий к материалу Валерия Шишкина, корреспондент “РТ” столкнулся с неожиданной проблемой – найти сексолога или сексопатолога в миллионном городе оказалось не так-то просто. В государственных поликлиниках, понятное дело, таких штатных единиц в принципе не существует. Но нет их и в сфере платной медицины – обзвонив больше десятка медицинских центров, заявляющих в рекламе о готовности решить проблемы здоровья всей семьи, лишь в одном услышала: “Да, сексопатолог у нас есть, но сейчас в отпуске”.

“Вы правы, к сожалению, есть такая проблема”, – констатировали в ответ на наш звонок в отделе лечебной помощи Минздрава РТ. Но о причинах и возможных путях решения умолчали. Поэтому мы вновь пришли к сексологу Гузель Дубивко за комментарием – на сей раз по вопросу сексуальной помощи населению.

– Дело в том, что у нас до сих пор действует приказ № 370 Минздрава СССР от 1988 года, согласно которому на пятьсот тысяч городского и на один миллион сельского населения положена одна ставка врача-сексолога, – говорит Гузель Фуатовна. – Помните, в конце восьмидесятых во время телемоста прозвучала знаменитая фраза “Секса у нас в стране нет”? Мы, конечно, все тогда посмеялись, но, как говорится, в любой шутке есть доля шутки…

Однако проблема не только в том, что этот норматив явно не соответствует реальной потребности, а в том, что и существующие ставки не закрыты. Потому что в государственных структурах нет адекватной оплаты. Ведь согласно тому же 370-му приказу на обследование одного сексологического больного положен час тридцать семь минут, это время складывается из психологического, неврологического, эндокринологического обследования… А если приходит пара – это уже целый рабочий день. Кто сегодня может уделить столько времени пациенту? Получается – нерентабельно.

– Но ведь и в платной медицине с такими специалистами проблема…

– Потому что есть проблема с кадрами. Еще в советские годы Казань и Харьков были единственными городами в стране, где готовили сексопатологов. Сегодня в нашем медуниверситете такой специализации нет. Некоторое время я в Казанской государственной медицинской академии вела хозрасчетные курсы, где психотерапевты могли получить специализацию по сексопатологии. Курсы, кстати, были очень востребованные. Но сейчас и их закрыли.

– Чем чревато отсутствие грамотной сексологической помощи?

– От того, что проблема сексуальной безграмотности населения ханжески замалчивается, она не перестает существовать. Я сейчас являюсь консультантом судебного отделения Республиканской психиатрической больницы, консультирую сексуальных преступников и вижу, насколько все серьезно. Ведь ни для кого не секрет, что нашими поступками управляют инстинкты. Да, есть надстройка, социум, который коррегирует наше поведение. Но все-таки первоначально человек – биологическое существо. И отсутствие гармонии в сексуальной сфере толкает его искать какие-то альтернативные формы реализации. Иногда сексуальность сублимируется в другие виды деятельности. Хорошо, если это будут занятия спортом или творчеством. А если у человека нет ни хобби, ни интересной работы? А если это мужчина с высоким уровнем андрогенов, усиливающих агрессивность личности? В этом случае нереализованная сексуальность выливается в жестокость, провоцирует преступность. Да и многие другие социальные проблемы имеют корни там же. Скажем, подростковая преступность, наркомания…

– А дети-то у нас тем более лишены сексуального воспитания…

– Конечно, в идеале половое воспитание должно начинаться с семьи. Но этого нет. По крайней мере, в адекватной форме. Потому что кто должен воспитывать? Те, кто сам правильно воспитан. А какое же может быть воспитание, если “секса у нас нет”? Сейчас вот идет тенденция к упразднению предмета “Этика и психология семейной жизни”. Хотя, если честно, в адекватной форме он у нас никогда и не преподавался. Кстати, у меня есть опыт чтения цикла лекций по половому воспитанию и сексуальному просвещению в академическом колледже при КГУ, в различных лицеях и школах. И когда я общалась с подростками, было видно, что потребность-то существует – слушали с большим интересом, задавали много вопросов. Причем это можно и должно делать не только в старших классах, но и в младших, просто в другой форме, отвечающей особенностям данной возрастной группы. И вообще, формировать сексуальную культуру у населения просто необходимо. Причем если начать это делать сейчас, то уже нет уверенности, что мы должным образом воспитаем нынешнее молодое поколение. Этот процесс не кратковременный, а перманентный, нужно, чтобы прошло несколько поколений, чтобы выросли грамотные граждане, которые потом смогут соответствующим образом воспитывать своих детей. И только тогда можно будет говорить о какой-то положительной динамике в вопросах сексуальной культуры.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще