Призывы о том, что нужно повышать ответственность водителей общественного и индивидуального транспорта, ужесточать наказание нарушителей правил дорожного движения, обучать с малолетства кодексу пешехода, доносятся едва ли не с каждой высокой трибуны. Судя по тому, что статистика ДТП остается удручающей, именно недисциплинированные водители газет не читают и телевизор не смотрят, а потому просто не в курсе, к чему приводит их безответственность.
Например, в “Горячую линию” нашей газеты (напомню, под этой рубрикой мы публикуем отклики читателей на какие-либо острые ситуации) то и дело поступают сообщения от людей, столкнувшихся с откровенным бескультурьем на городских дорогах и в общественном транспорте. Как быть “безлошадным горожанам”, которым хочется ездить с комфортом в автобусах, троллейбусах и трамваях? Как сделать улицы и дороги столицы более удобными и безопасными для всех участников дорожного движения? Да так, чтобы не стыдно было не только перед жителями Казани, но и перед гостями города и республики, – об этом говорили участники “круглого стола” на тему “За культуру и безопасность на дорогах”, прошедшего на днях в Казани, в головном здании МУП “Метроэлектротранс”. На заседание, инициатором которого выступили казанские “единороссы”, были приглашены представители структур, которым так или иначе по долгу службы положено “рулить” и ситуацией на дорогах: депутаты Госсовета, чиновники из столичной мэрии, офицеры УГИБДД МВД по РТ, руководители автотранспортных предприятий разной формы собственности, страховщики.
В ходе заседания детально анализировалась статистика ДТП, которую представил первый заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Масхут Мифтахов. Он отметил, что по вине именно водителей автобусов с начала этого года в республике погибли два человека. Но сильно, более чем на 180 процентов, возросло количество случаев, когда из-за резкого торможения пассажиры падали в салоне либо при выходе из него. Здесь претензий больше всего к “большим красным” автобусам.
Руководители ПАТП хотя и признали, что по вине их сотрудников подобное случается, но все же пытались найти и оправдание. По их словам, водители автобусов, простояв в пробке или на остановке, перегруженной транспортными средствами, пытаются затем “вписаться” в жесткий график и резко набирают скорость. Соответственно, и торможение получается некорректным. Кроме того, владельцы личных автомобилей часто самым бессовестным образом занимают полосы движения, выделенные для общественного транспорта, и тем самым тоже создают заторы на городских дорогах. Как исправить данную ситуацию? По мнению представителей ПАТП, это задача прежде всего Управления ГИБДД. Что касается водителей автобусов, нарушивших правила или создавших ситуацию с угрозой здоровью пассажира, с ними в ПАТП особенно не церемонятся, наказывают вплоть до увольнения.
Как еще бороться с нарушителями правил дорожного движения? Как сообщили представители УГИБДД МВД по РТ, предполагается проводить квалификационную переподготовку водителей, прежде всего приезжающих из стран ближнего зарубежья. Планируется также, что водители при приеме на работу обязаны пройти учебный курс, к примеру, оказания первой медицинской помощи пассажирам, а также подтвердить свое знание правил дорожного движения. В части повышения культурного уровня у городской администрации тоже есть свои планы – например, в преддверии Универсиады-2013 обучить водителей и кондукторов необходимому для общения набору фраз, в частности на английском языке. Свою лепту вносит и МУП “Метроэлектротранс”: здесь на курсах повышения квалификации для сотрудников предусмотрен специальный раздел – этика делового общения.
Впрочем, отсутствие знания английского языка – это не тот недостаток, который пассажиры не простят. А вот на то, что водители автобусов курят за рулем, люди жалуются часто. Скорее всего, многие из водителей просто не подозревают, что тем самым нарушают Федеральный закон о запрете курения в общественных местах. Как выяснилось, с этой дурной привыч-кой бороться еще труднее – нет правоприменительной практики.
– Думаю, нужны подзаконные акты на уровне республики, предусматривающие конкретное наказание рублем, – высказался руководитель исполкома казанского отделения партии “Единая Россия” Наиль Хуснутдинов.
Участники “круглого стола” говорили о проблемах культуры и безопасности на дорогах без малого два часа и разошлись преисполненные желания реализовать высказанное на практике.