Поверх духовных барьеров

“Соединяющая сила любви” – ежегодная конференция христианских церквей Татарстана, Марий Эл, Чувашской Республики и Кировской области состоялась недавно в Казани.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

“Соединяющая сила любви” – ежегодная конференция христианских церквей Татарстана, Марий Эл, Чувашской Республики и Кировской области состоялась недавно в Казани. Помимо прихожан и пасторов, в ней участвовали сотрудники Управления по делам религий при Кабинете Министров РТ, внутренней службы ГУФСИН по РТ, специалисты исполкома Казани.

.
Человека иного вероисповедания или атеиста, наверное, мало тронет факт очередной годовщины существования церкви христиан веры евангельской, но размах социальной, сугубо неформальной, а главное, результативной работы навряд ли оставит равнодушным. Остальное – вопрос толерантности.

– Сегодня не так важно проповедовать, как что-то делать для людей, которые потеряли родных, близких, кров. Мы, как все общество, виновны в том, что у нас так много бомжей, наркоманов, алкоголиков, заключенных, брошенных детей, – сказал епископ Александр Полищук. – Но Бог что-то делает с нашими сердцами, он учит нас любить людей.

Слово “любовь” здесь не стесняются произносить часто. Но если говорить о конкретных делах, то на этом краеугольном камне человеческих взаимоотношений за 18 лет существования церкви сложилось несколько направлений социальной работы, говоря языком прихожан – служений.

Например, тюремное служение охватывает все 16 исправительных учреждений Татарстана. Цель его – сделать отбывающего наказание пригодным для нашего общества. Заключено соглашение о сотрудничестве с ГУФСИН по РТ, благодаря которому и ведется работа. В условиях, когда в стране нет закона о социальной реабилитации бывших заключенных, при церкви существует центр помощи, решающий задачи их ресоциализации. Тюремный служитель Александра Заскокина считает: стесненные обстоятельства побуждают человека задуматься, для чего и как он живет. Поэтому сегодня в каждом исправительном учреждении есть молитвенные комнаты. К заключенным регулярно выезжают самодеятельные артисты, ненавязчиво подводя к поиску решения жизненных проблем. Выступления ВИА, спектакли, проповеди побуждают искать выход из них. В рамках программы “Право выбора” проводятся антиалкогольные и антинаркотические проекты. Ежегодная акция “Рождественская елка ангела”, в ходе которой служители дарят детям заключенных подарки, укрепляет, а порой налаживает их семейные связи. “Мы верим, что служение наше будет расширяться. Мы согласны принимать у себя бывших осужденных – сколько Бог пошлет, столько примем”.

Бизнесмен Сергей Усов из Вятских Полян уже десять лет служит детям. Под его опекой два детских дома, воспитанников возили на экскурсии не только в Казань и Москву, но и в Норвегию, Финляндию. “Я сам рос без матери, и поэтому у меня есть позиция: хочу этим детям помогать всем, чем могу. А что может сделать бизнесмен?

Моя старшая дочь окончила университет, работает в Московской опеке. Она сообщила: мы собрали пятьсот подарков детям на Рождество. Говорю: ну, Москва город большой, вас там много, а вот мы собрали восемьсот двадцать подарков”.

Уже 9 лет подряд Сергей вывозит детей в загородный лагерь на базе выкупленного им деревенского клуба. За это лето там отдохнуло 120 детей. “Арендуем пароход, едем на остров и там вместе живем. Это часть моей жизни. В стране официально 800 тысяч сирот, и только треть их становятся законопослушными гражданами. Я хочу, чтоб каждый человек в России понял, что он должен прожить жизнь не только ради своего дома, своего благополучия. Нужно сделать что-то большее – для народа.” Сергей с женой вырастили собственных детей, а теперь взяли в семью девочку и мальчика из детского дома…

Подобных выступлений на конференции прозвучало много. Все их привести невозможно, приведу только слова Александра Полищука: “У нас три реабилитационных центра для наркоманов и алкоголиков в Казани, два в Чистополе плюс один дом для престарелых, которые не имеют жилья. В Альметьевске – один, в Марий Эл и Кировской области девять центров, где содержатся такие люди. Общее число их на сегодня – более ста человек. Осенью, как показывает практика, оно удвоится. Социальная деятельность будет расширяться и идти в направлении: перевоспитания бомжей, наркоманов, алкоголиков, людей, которые вышли из мест лишения свободы. Ну и наша задача – призрение бездомных стариков. Пока у нас их десять человек в одном доме, есть возможность еще принимать. Потребуется, будем снимать второй дом и третий. Строить их мы не имеем возможности, просто арендуем. Люди в наших церквях отдают десятую часть дохода на общее дело, отсюда и средства”.

Что касается самих “бывших”, то их в зале было примерно 300-350 человек, к слову сказать, на вид совершенно нормальных людей, адекватно реагирующих на происходящее на сцене и выступающих.

Вот что сказал молодой мужчина по имени Георгий:

– Я был наркоманом с десятилетним стажем и со всем тем, что прилагается к жизни наркомана. Хотел освободиться, но не находил путей. Но однажды попал в руки верующих. Сегодня я свободен от наркотиков – абсолютно. Женился, имею ребенка и друзей, свободных от наркотиков, которые хотят служить людям и вести их к свободе от наркотического рабства.

Другой “бывший”, Руслан, предстал перед публикой со своей беременной женой.

– Я четыре года “сидел” на героине. Одна встреча с человеком изменила мою жизнь.

Сам он был алкоголиком, напивался до белой горячки. Но встретился с верующими, и его жизнь изменилась. Мы познакомились, когда я в очередной раз шел по улице в поисках наркотика. Он пригласил меня домой и за чашкой чая “перевернул” мне мозги. Я понял, что жизнь одного может изменить жизнь сотен и тысяч. Я был эгоистом, хотел всего для себя, чтобы мне было хорошо, но теперь обрел другое счастье – отдавать. Начинаешь жить для других и понимаешь: в этом действительно счастье.

Под эти речи думалось о том, что, традиционно настороженно относясь к людям других вероисповеданий, мы закрываем дорогу к созиданию. Но сегодня, когда только заключенных в стране – миллион, а из тюрем их ежегодно освобождается по 250 тысяч, по улицам городов бродят сотни бездомных, а более половины выпускников детских домов попадают на зону, этот вопрос стоит как никогда остро и его надо решать на официальном уровне.

– Власть уже кое-что сделала в этом отношении: убрала из нашего правового поля слово “секта”. Сейчас относительно религии официальным лицам можно оперировать понятиями “религиозная организация, объединение, группа” – и все. И это хорошо, – отметил академик, доктор философии, историк и юрист Анатолий Погасий. – Практически все христианские церкви занимаются социальной работой в разных сферах – в тюрьмах, с детскими домами, с бездомными. Это общая тенденция.

Не вдаваясь в ученые религиозные дискуссии, что, собственно, светской газете не пристало, а просто “черпая из реки по имени факт”, что всегда было прерогативой журналистов, скажем: сегодня церкви работают на ослабление социальной напряженности. И если тот жар, с которым ведутся религиозные дискуссии, направить на это, можно многое преодолеть. Ключевой момент тут – толерантность. А почему бы и нет: верующие так или иначе или не верующие совсем – все мы прежде всего россияне.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще