В эти дни Казань живет под знаком авиакосмических технологий
Будучи студентами Казанского авиационного института, мы часто наведывались в аэропорт – любовались тем, как взлетают и приземляются самолеты. Нам казалось, что красивее зрелища нет на свете. Все были влюблены в авиацию…
Но после развала Советского Союза практически развалилась и отечественная авиационная промышленность. О ней государство, казалось бы, начало вспоминать лишь на заре нынешнего века. Вот и VI Международная специализированная выставка «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань-2012» (АКТО), открывшаяся 14 августа на «Казанской ярмарке», обнадежила – сегодня предпринимаются меры по возрождению былой славы российской авиакосмической отрасли.
И, что самое приятное для нас, татарстанцев, делаются реальные шаги по сохранению и перспективному развитию Казанского авиационного производственного объединения – родного почти для всех каистов предприятия, которое за свою 85-летнюю историю поставило на крыло более 20 тысяч различных самолетов, обеспечивая гражданскую авиацию новыми лайнерами и поддерживая обороноспособность страны.
Хватит жить былыми достижениями
Нынешняя авиакосмическая выставка объединила многие знаменательные даты: в ее рамках проводятся мероприятия, посвященные 100-летию российской военной авиации, 90-летию конструкторского бюро имени Туполева, 85-летию КАПО имени Горбунова, 80-летию Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева – КАИ, 95-летию казанского завода «Электроприбор». А летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Александр Александров, прибывший на торжественную церемонию открытия АКТО-2012, добавил, что в этом году отмечается еще и 55-летие с момента запуска на орбиту первого искусственного спутника Земли – с полигона «Тюра-Там», переименованного впоследствии в космодром «Байконур».
– Это мероприятие – прекрасный повод для специалистов, чтобы собраться на одной площадке и обсудить насущные вопросы авиационной отрасли, – сказал Президент Татарстана Рустам Минниханов, приветствуя участников и гостей выставки. – В нашей республике авиация, объединяющая в себе образовательно-исследовательскую базу и производство, является очень важной составляющей экономики.
Заместитель директора Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли России Сергей Фоминых зачитал приветствие главы Минпромторга Дениса Мантурова, который отметил: «Примечательно, что выставка проходит в Казани – одном из ведущих центров авиационной промышленности страны, в городе, где работают крупнейшие самолето-, вертолето-, моторо– и приборостроительные предприятия. Научно-практические конференции, «круглые столы», которые пройдут в рамках АКТО, направлены на восстановление и развитие отечественного авиастроения, привлечение в инновационный сектор российской экономики талантливой молодежи…»
– Проводимые здесь мероприятия позволят нам еще раз обсудить, как объединить усилия в области новых технологий и материалов, в подготовке кадров и создании современных авиационных комплексов, – заметил Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой входит КАПО. – Нам вместе двигаться вперед, в будущее. И здесь мы не только обменяемся опытом и знаниями, но и сформируем более тесные контакты, которые помогут нам добиться успеха.
– Такие люди, как Андрей Николаевич Туполев, Сергей Павлович Королев, Олег Константинович Антонов, другие выдающиеся конструкторы, сделали очень много для отечественных авиации и космонавтики, – констатировал летчик-космонавт СССР Александр Александров. – Но хотелось бы, чтобы мы не только вспоминали о прошлых достижениях. А были если не сегодня, то завтра впереди планеты всей в области авиации и космонавтики.
Завершилась церемония открытия необычным перерезанием ленточки – почетные гости запустили в небо бумажные модели самолетов, сделанные руками юных татар-
станских авиамоделистов.
От композитов до военно-транспортного самолета
После этого действа Рустам Минниханов, российские и иностранные гости осмотрели экспозицию выставки, организаторами которой традиционно выступили Правительство РТ, Министерство промышленности и торговли республики, татарстанские предприятия авиационной отрасли. В АКТО-2012 участвуют 110 компаний из регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, поэтому подойти ко всем стендам было весьма сложно.
Глава Татарстана ознакомился с новейшим оборудованием московского концерна «Авиаприборостроение» – давнего партнера Казанского вертолетного завода. Внимательно выслушал презентацию передовой силовой установки для самолетов с рекордной продолжительностью полета – разработки Центрального института авиационного моторостроения (Москва). С удовольствием пообщался и сфотографировался с мальчишками-авиамоделистами, воплощающими свою «космическую мечту» в Республиканском центре внешкольной работы. Конечно же, не мог пройти мимо стендов КАПО имени Горбунова, КВЗ, КНИТУ имени Туполева – КАИ, представители которого продемонстрировали собранные в своих стенах легкие самолеты, вертолеты, конвертопланы, дирижабли…
Особое внимание привлекли проекты, касающиеся сформированной совместно с ОАК перспективной программы производственной загрузки и комплексного развития
КАПО. К примеру, в августе 2010 года между Правительством РТ, ОАК и московской компанией «АэроКомпозит» было подписано соглашение об организации на территории КАПО производства авиационных конструкций из полимерных композиционных материалов. В итоге в прошлом году часть площадей (более 17,6 тысячи квадратных метров) казанского авиазавода была отдана новому предприятию «КАПО-Композит». По словам генерального директора этой фирмы Андрея Князева, на сегодня продолжаются строительно-монтажные работы создаваемого завода. Но уже в конце первого квартала 2013 года планируется выдать на-гора первую партию высокотехнологичной продукции. Здесь будут выпускать из композиционных материалов элементы механизации крыла, руль высоты и другие комплектующие для всех гражданских летательных аппаратов, собираемых «дочками» ОАК, в частности, для самолетов Ту-214, SSJ-100, МС-21. А начиная с 2014 года австрийская компания FACC AG, владеющая сорока процентами акций «КАПО-Композита» (51 процент принадлежит «АэроКомпозиту», и девять – Правительству РТ), предполагает размещать на «КАПО-Композите» заказы для корпораций Boeing и Airbus.
Решение о реализации другого проекта озвучил Премьер-министр России Дмитрий Медведев во время посещения казанского авиазавода в июне этого года. Речь идет о локализации производства на мощностях КАПО военно-транспортного самолета Ан-70 (это российско-украинское детище входит в гос-
программу вооружений РФ до 2020 года). На выставочном стенде украинского концерна «Антонов» Рустаму Минниханову подарили макет лайнера Ан-70. Этот летательный аппарат короткого взлета и посадки, призванный доставлять к цели практически всю номенклатуру армейского вооружения и военной техники общим весом до 47 тонн на расстояние до 5,1 тысячи километров с крейсерской скоростью 750 километров в час, способен взять на борт 300 военнослужащих. В текущем году планируется завершить госиспытания первого в мире турбовентиляторного двигателя Д-27 (мощностью 14 тысяч лошадиных сил), коим будет оснащен Ан-70.
Нацелены на развитие авиационного кластера
После осмотра выставки произошло событие, которое впоследствии также должно положительно сказаться на деятельности КАПО. Между Правительством РТ, ОАК, КАПО и Казанским национальным исследовательским техническим университетом имени Туполева подписано соглашение о сотрудничестве в области развития авиационного кластера республики. Предметом этого документа является создание на территории КАПО авиа-
ционного технологического парка, резиденты которого будут заниматься производством узлов и комплектующих для авиастроительных заводов России, выпуском другой продукции, разработкой и внедрением наукоемких и высокотехнологичных проектов в сфере авиа– и машиностроения, оказанием КАПО различных услуг, в том числе по ремонту техники.
Стороны, подписавшие соглашение, обязуются сформировать уставный капитал авиатехнопарка, привлекать сюда новых резидентов, которым государство будет оказывать соответствующие преференции, предусмотренные татарстанским законодательством. Предполагается загрузить незадействованные площади и оборудование КАПО, создать дополнительно свыше шести тысяч рабочих мест. Технопарк послужит и развитию в республике малого и среднего бизнеса…
На вопрос корреспондента «РТ», каковы в Татарстане перспективы развития авиационного кластера и подготовки кадров для авиационной отрасли, вице-премьер – министр промышленности и торговли Равиль Зарипов ответил:
– В республике сконцентрировано более 20 предприятий авиационного профиля, в этой сфере трудятся свыше 26 тысяч человек. В прошлом году ими выпущено товарной продукции на 42,3 млрд. рублей. И это не предел, а старт. Несомненно, авиастроение – точка роста нашей экономики. Те решения, которые сегодня принимаются – по локализации самолета Ан-70, глубокой модернизации стратегического бомбардировщика Ту-160, созданию авиационного технопарка и так далее, безусловно, в перспективе приведут к развитию отрасли. Мы нацелены на сотрудничество науки и производства. На базе КНИТУ имени Туполева создан научно-образовательный кластер в области машино– и авиастроения, и конкурс на поступление в этот вуз растет. А республиканские предприятия применяют современные технологии управления производством. Считаю, объединение усилий бизнеса, отраслевой и вузовской науки – это основа для новых успехов.
На любой вкус
Выставка продлится до 17 августа, и все эти дни насыщены мероприятиями. В пленарной части первого из них – научно-практической конференции «Современные технологии, материалы, оборудование и ускоренное восстановление квалифицированного кадрового потенциала – ключевые звенья в возрождении отечественного авиа-, ракетостроения» – приняли участие Президент Рустам Минниханов и глава ОАК Михаил Погосян.
Открывая заседание, Рустам Минниханов кратко посвятил российских и зарубежных специалистов в социально-экономическое положение Татарстана, отметив, что в 2011 году в республике произведено продукции на 1,3 трлн. рублей. «В этом году мы пока идем с ростом этого показателя на 6,5 процента. И к 2016 году реально сможем достичь значения в два триллиона рублей», – сообщил Президент.
Михаил Погосян отметил, что нужно ускоренными темпами загружать мощности КАПО. На сегодня, по его словам, преодолены разногласия с Министерством обороны по вопросу модернизации сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Кроме того, проделана большая работа по созданию специализированных комплексов на базе среднемагистрального лайнера Ту-214 – это Ту-214ОН (открытое небо), Ту-214ПУ (пункт управления), Ту-214СР (самолет-ретранслятор) и Ту-214СУС (самолетный узел связи). Уже начался процесс по организации на современном уровне производства борта Ан-70. В этом направлении ОАК активно сотрудничает с казанским институтом «ГипроНИИавиапром». «Все это должно привести к качественному скачку в развитии КАПО. И, думаю, в тех двух триллионах рублей, на которые должен выйти Татарстан, доля КАПО будет существенно выше, чем сейчас», – резюмировал Михаил Погосян…
В первый же день работы АКТО-2012 было подписано еще одно соглашение – о создании совместной лаборатории по новым материалам и технологиям – между Всероссийским институтом авиационных материалов (Москва) и Казанским научно-исследовательским институтом авиационных технологий.
В эти дни также в рамках выставки проходят конференция «Развитие малой авиации – путь к возрождению авиации России», конференция с поставщиками авиационных комплектующих, презентация книги «Ту-144» из серии «Легендарные самолеты», «круглые столы», встречи ветеранов авиапредприятий с молодежью. И, пожалуй, изюминкой АКТО-2012 станет авиашоу малой авиации «Я выбираю небо», которое состоится завтра на аэродроме в Куркачах.