Индульгенция для лихачей

Нынешний год ознаменовался для республики непривычным всплеском количества дорожно-транспортных происшествий, причем не пустяковых, с царапинами на бортах авто, а серьезных, с гибелью и увечьями людей.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Нынешний год ознаменовался для республики непривычным всплеском количества дорожно-транспортных происшествий, причем не пустяковых, с царапинами на бортах авто, а серьезных, с гибелью и увечьями людей. А ведь до недавнего времени обстановка на дорогах республики была объективно более благополучной, чем в других регионах страны, исправно выполнялись все показатели федеральной и республиканской программ по повышению безопасности дорожного движения.

Сегодня дорожную ситуацию в республике характеризуют как напряженную. Так, уже с начала этого года на дорогах республики зафиксировано около трех тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых 359 человек погибли и без малого четыре тысячи получили травмы. Вместо прогнозируемого снижения числа жертв дорожных трагедий их число увеличилось на 34 человека в сравнении с тем же периодом предыдущего года.

Причин – несколько, результат – один

Что же так сильно изменилось за совсем небольшой отрезок времени, как остановить грозную тенденцию, а еще лучше – обратить ее вспять?

Пожалуй, невозможно назвать одну причину сложившейся ситуации – это целый комплекс неприятных обстоятельств. Возьмем, допустим, небывалый рост автомобилизации. Сегодня на учете в республиканской ГИБДД состоит более миллиона транспортных средств, то есть с 2004 года татарстанский «автотабун» увеличился почти вдвое. Для сравнения: количество транспортных средств в Нижнем Новгороде, например, за тот же период увеличилось на сорок процентов, а в Уфе и Чебоксарах – меньше чем на треть.

А раз больше стало машин – больше стало водителей-новичков. Только в прошлом году более 41 тысячи новоиспеченных автомобилистов уселись за руль. Справедливости ради отметим, что такие водители в серьезные аварии попадают сравнительно нечасто: год-другой они ездят с небольшой скоростью, осторожно, и главная опасность от них – создание пробок на дорогах. А вот те, кто «намотал» на спидометре тысяч двадцать километров, чувствуют себя уже асами дорог…

  • Более 3 млн. нарушений ПДД выявили подразделения ГИБДД РТ с начала этого года. Три четверти из них зарегистрированы при помощи средств автоматической фото– и видеофиксации

Интересно, что негатива в статистику активно начали добавлять водители в возрасте старше шестидесяти лет. Тут, видимо, к чувству превосходства над «чайниками» прибавляются еще и возрастные характеристики. Как ни крути, а именно к этому возрасту более активно идет ухудшение зрения, повышение артериального давления, обостряются неощущаемые до той поры болезни. Да к тому же навыки вождения и практику езды они осваивали на старых отечественных авто, тогда как современные, куда более скоростные и маневренные машины требуют более расширенных умений. Ну, в самом деле, переучивают же летчиков перед тем как они пересядут на самолет новой модификации…

По словам исполняющего обязанности Главного госавтоинспектора МВД по РТ Масхута Мифтахова, выступившего на традиционном вторничном брифинге в Кабинете Министров, определяющее влияние на уровень аварийности по-прежнему оказывают водители – на их совести без малого 85 процентов всех ДТП (рост по сравнению с предыдущим годом на 5,6 процента). В числе излюбленных ими нарушений – превышение безопасной скорости (по этой причине погибли 98 человек) и выезд на полосу встречного движения (120 человеческих жизней). Еще 38 татарстанцев были насмерть сбиты пьяными водителями, а 97 человек погибли под колесами автомобилей. К сожалению, и пешеходов наших нельзя назвать дисциплинированными – 58 жителей республики стали жертвами собственной невнимательности и пренебрежения правилами дорожного движения. Примечательно, что в Казани, где водители не устают жаловаться на неудобства, связанные с тотальным ремонтом дорог, количество дорожно-транспортных происшествий несколько уменьшилось. Почему? Вспомним, что в приоритете у наших нарушителей – превышение скорости и выезд на встречку. А в столице Татарстана нынче не разгонишься, так что львиная доля таких ДТП перекочевала на загородные трассы. В общем, по-прежнему спасение водителей (и, к сожалению, их пассажиров и пешеходов) остается в руках самих водителей.

Рублевый вариант не срабатывает

Как прикажете дисциплинировать татарстанских автолюбителей, равно как и профессионалов? Огромные надежды организаторы и контролеры дорожного движения возлагали на ужесточение штрафных санкций. Мол, выплатит нарушитель солидную сумму за свое нарушение, так в следующий раз подумает, прежде чем нарушить. А если не заплатит во-
время, так мы его, во-первых, за границу не пустим, а во-вторых, подвергнем административному аресту. И штрафы все увеличиваются.

  • Сегодня на тысячу жителей Казани приходится 285 автомобилей

Увы, такой подход оказался действенным лишь в отношении людей состоятельных или от природы честных, тех, кто частенько выезжает за рубеж или имеет хорошую работу. Несколько суток под арестом для него – истинный позор и угроза карьере. Но ведь именно «правовые нигилисты» представляют собой главную угрозу на дорогах. Например, только в этом году виновниками ДТП, в которых погибли или получили увечья люди, стали 116 водителей, у которых в «послужном списке» более десятка нарушений только с нынешнего января. А за последние несколько лет в базе ГИБДД накопился список из пяти тысяч автолюбителей, на совести которых аж по сотне нарушений ПДД. Но даже если такой водитель исправно платит штрафы, имеет ли он право разъезжать по дорогам, будучи опасным для окружающих? Какая-то средневековая индульгенция получается – заплатил за грехи и греши дальше… Но справедливости ради стоит отметить, что платить штрафы многие нарушители не спешат. Нынче средняя задолженность по штрафам составляет около 15 тысяч рублей, а в должниках числится более 1,3 тысячи человек. В базе есть нарушитель, привлекавшийся к ответственности за неуплату штрафа аж двадцать раз: 11 раз его наказывали штрафом и 9 раз арестовывали. «Ну, не езжу я за границу, а пять суток ареста для меня – пустяк, отсижу. И что с меня взять?» – так прокомментировал усилия правоохранительных органов один из злостных неплательщиков, коих в базе ГИБДД более трехсот. Как тут не вспомнить балльную систему советских времен, когда «десять нарушений» в талоне – и пожалуйте на пересдачу правил. Иначе останешься без прав… Однако некоторых сегодня и расставание с водительским удостоверением не пугает. Например, за такое нарушение, как управление транспортным средством с поддельными (в том числе закрашенными или умышленно затертыми) государственными номерами, полагается лишение водительских прав, а без госзнаков – наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или «бесправием». С начала года более тысячи татарстанцев были «застуканы» за столь неприглядным делом, «бесправными» остались 25 татарстанцев, остальные отделались штрафом. По статистике без малого десяток наших автолюбителей расставались с корочками два и более раз, пятнадцать – по четыре, а один казанец – аж пять раз. За последние четыре года более двух тысяч человек были лишены права управления автомобилем за нахождение за рулем в нетрезвом состоянии. А четыре тысячи человек были задержаны за управление транспортным средством без водительского удостоверения – это либо уже лишенные прав, либо никогда их и не получавшие. Один такой наглец (иначе и не назовешь) из Аксубаевского района «засветился» аж восемь раз. Получили все они опять же штраф, ведь нельзя же лишить человека того, чего у него нет. Может, при повторном столь серьезном нарушении уже пора ввести уголовное наказание, дело-то ведь не шуточное… Чисто рублевый вариант, увы, дает сбои.

Где система?

Впрочем, только репрессивными мерами действовать бесполезно. «Пряник» в виде нормальных дорог и правильной организации дорожного движения автомобилистам все же стоит предоставить. Вот, казалось бы, такая простая штука, как откосы загородных трасс. На большинстве дорог они настолько крутые, что при вынужденном аварийном съезде с трассы автомобиль обязательно опрокинется. Чем это грозит находящимся в салоне, объяснять не стоит. Кстати, 46 ДТП с начала года – именно опрокидывания, в том числе с жертвами. «Есть проблема», – согласился начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Мухаммат Гатиятуллин, тоже участвовавший в брифинге. Однако от признания проблемы до ее устранения пройдет еще немало времени. Дело в том, что, по словам дорожника, привести откосы в нормативное состояние можно только при капитальном ремонте дороги. А нынче, например, «Волго-Вятск-управтодор» планирует капитально отремонтировать лишь около 15 километров федеральных трасс. Вот и считайте, сколько еще авто рискует свалиться с откосов до полного решения проблемы…

  • Только за 7 месяцев текущего года на территории республики зарегистрировано 2 тыс. 935 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 359 человек и 3 тыс. 875 получили травмы

Несомненно, в пользу безопасности сработает строительство барьеров, разделяющих полосы встречного движения – во всяком случае, любителям обгона по встречке это поставит надежный заслон на пути к нарушению. Таких «отбойников» нынче должно появиться на трех десятках километров трасс. Три километра дорожных заграждений возле строящихся и уже существующих подземных и надземных переходов снизят соблазн пешеходов «проскочить» перед движущимся транспортом. На шести опасных участках будет установлено автономное освещение. Ремонту подвергнется около 258 км дорог.

Но вот только правосознание наших автограждан изменять придется, видимо, все-таки репрессивными мерами…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще