Все люди в нашей стране наступление кризиса ощутили на себе по-разному. Я, например, почувствовал его сразу – банк, в котором был взят ипотечный кредит на квартиру, резко, почти в два раза, поднял процентную ставку (по договору она была плавающая), затем страховая компания без всякого объяснения причин отказалась выплачивать страховку за попавший в ДТП автомобиль. Компании, предоставляющие услуги, будто сговорившись, начали массированное наступление на мои, как потребителя, права, видя в этом, наверное, наиболее эффективный для себя способ пережить нелегкие времена.
Взаимоотношения каждого отдельного человека с банками, обслуживающими фирмами, магазинами и до кризиса складывались, как правило, не в пользу клиента, но настоящий произвол начался с его приходом.
При взаимодействии с предприятиями обслуживания самых разных типов – от банков до автосервисов – наш человек заведомо поставлен в невыгодную для него ситуацию. Он вынужден подписывать тот договор, который ему предлагают, даже если некоторые пункты его серьезно смущают или вообще не устраивают. Компании же составляют эти документы по принципу: “Да отсохнет рука, себя обделившая…”. А не нравится договор – можешь быть свободен, найдется множество других, более покладистых клиентов.
В законе о защите прав потребителя говорится о том, что “условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами… признаются недействительными”. Только, с одной стороны, большинство наших людей в силу своей юридической неграмотности об этом не знают, а с другой – все нюансы, существующие в договорах и соглашениях, в законах и нормативных актах, не предусмотришь.
Защищая свои права в споре с той или иной компанией, клиент всегда оказывается в одиночку в противостоянии с целым штатом менеджеров, юристов, специалистов по “узким” сферам законодательства, перед которыми в большинстве случаев пасуют даже подготовленные люди с хорошим образованием, что уж говорить об обычном среднестатистическим потребителе. До конца осознаешь это лишь тогда, когда начинаешь пытаться отстаивать свои права. И государство в этих случаях защитить рядового клиента не в состоянии, несмотря на обилие всяких контролирующих и надзорных инстанций. То есть потенциал у него есть, а вот политическая воля, судя по всему, отсутствует.
Взять хотя бы пример с эффективной ставкой по банковским кредитам. По меркам развитых стран ситуация у нас вопиющая: человек приходит в банк за кредитом и, прочитав договор и выяснив все условия получения денег, так и не может узнать, сколько же ему всего придется заплатить банку, если он занял у него, предположим, десять тысяч рублей. Официально предложенный процент, скажем, 17 годовых, ни о чем не говорит. Впоследствии выясняется, что существует множество различных сборов, комиссий и других поборов, которые увеличивают расходы клиента довольно значительно. Но главное в том, что о них узнаешь позднее, когда уже взял деньги. Так вот, добиться того, чтобы все банки показывали эффективную ставку, то есть объясняли клиентам, сколько же они должны заплатить всего по кредиту, до того, как его взяли, государство до сих пор не в состоянии. Хотя пытается это сделать уже довольно давно.
В последнее время выяснилось и то, что мой случай с отказом компании выплачивать страховку при автоаварии совсем не единичен, это происходит в массовом порядке. Расчет страховщиков прост – пусть один клиент пойдет в суд и вернет положенное, зато десяток других по старой традиции помянет крепким словцом компанию, правительство и всю нашу жизнь вообще и “проглотит” очередную несправедливость. Так оно в большинстве случаев и происходит.
Надо признать, что попытки государства побудить общество к инициативе снизу – к созданию общественных структур по защите прав потребителя, как это практикуется в развитых странах, – потерпели у нас полное фиаско. А это означает, что защищаться от произвола должен каждый самостоятельно. Причем в таком случае надо обязательно требовать от нарушителей не только возврата положенных денег, но и возмещения морального вреда, чтобы неповадно было. Ведь каждый неправомерный отказ клиенту, вынуждение его к тому, чтобы тратить время, нервы и ходить по судам с единственной просьбой – вернуть законное, это оскорбление его как личности, а значит, причинение ему морального, вреда (что почему-то еще не до конца осознает наша Фемида).
Сегодня производители услуг ведут себя в конечном итоге настолько нагло, насколько мы, потребители, это им позволяем. Закон “меньше сопротивления – больше произвола” здесь работает наиболее четко. А это значит, что выход один – усиливать сопротивление. Я, к слову, подавал в суд иски о защите своих потребительских прав три раза. Планирую четвертый. А вы?