Учет недвижимости – в одни руки

Вот уже год как в Татарстане началось внедрение Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Вот уже год как в Татарстане началось внедрение Единого государственного реестра объектов капитального строительства. С вопросами о том, как это нововведение изменило систему технического учета жилых и нежилых объектов недвижимости и как это отражается на жизни татарстанцев, мы обратились к директору федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата” по Республике Татарстан Ленаре Музафаровой.


– Ленара Акмалутдиновна, какую главную цель преследует создание государственного реестра объектов капитального строительства?

– Основная идея реформы заключается в объединении в одном органе учета объектов капитального строительства и учета земельных участков. Человеку удобнее получить максимальное количество государственных услуг в одном месте. А государство сможет наилучшим образом управлять своими экономическими ресурсами лишь в том случае, если у него будет полный объем информации. В связи с этим законодатель попытался объединить две разрозненные до сих пор системы учета недвижимости – органов технической инвентаризации и земельных участков – в одну систему государственного кадастра объектов недвижимости, в которой конкретное здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства будут привязаны к земельному участку с уникальными, только ему присущими характеристиками и кадастровым номером.

– Значит ли это, что теперь любой гражданин самостоятельно может обратиться в орган кадастрового учета за сведениями на дом или квартиру?

– За сведениями действительно можно обратиться. Но сделать это следует самому правообладателю объекта недвижимости (информацией по земельным участкам может интересоваться любой человек). Кадастровый паспорт будет выдан в случае, если этот объект уже имеется в нашей базе данных. Таких счастливчиков, к сожалению, пока очень мало. На сегодня в нашей базе содержатся сведения примерно о сорока тысячах объектов капстроительства. Для нашей республики этого недостаточно. Для того чтобы пополнить информационный ресурс органа кадастрового учета сведениями об этих объектах, законом предусмотрен так называемый переходный период.

– В чем его особенности и как долго он продлится?

– Это период, установленный законодателем для более мягкой адаптации населения к работе новой системы учета, а также для максимального наполнения базы данных кадастра недвижимости сведениями об объектах капитального строительства. Переходный период в соответствии с Федеральным законом “О государственном кадастре объектов недвижимости” продлится до 1 января 2010 года.

До этого времени объект должен появиться в нашей базе данных по заявлению органа технической инвентаризации (ОТИ). Происходит это следующим образом. Владелец квартиры или иного объекта капстроительства обращается в любой ОТИ за техническим и кадастровым паспортами. Заключается договор, в соответствии с которым устанавливается стоимость работ и указываются сроки подготовки документов. ОТИ осуществляет работы по технической инвентаризации объекта, результаты которых отражаются в техническом паспорте. Затем специалисты данной структуры обращаются в Земельную кадастровую палату с заявлением о внесении сведений об объекте в Единый государственный реестр и изготовлении кадастрового паспорта. Хочу обратить внимание на то, что законом установлен конкретный срок изготовления кадастрового паспорта на объект капстроительства – 10 рабочих дней. Готовый документ передается в ОТИ, который и выдает его вместе с техническим паспортом заявителю.

Мы стараемся не допускать нарушений сроков. Каждый случай просрочки для нас – чрезвычайное происшествие. Равнодушных в нашем учреждении нет, мы знаем, что за каждым заявлением стоит конкретный человек.

– Тем не менее ходят слухи, что сроки изготовления кадастровых паспортов все-таки неоправданно затягиваются…

– Да, слухи ходят и, к сожалению, доходят иногда очень далеко. Несколько дней назад получили на рассмотрение из Кабинета Министров республики жалобу жительницы Казани по поводу того, что якобы по вине нашей палаты с апреля невозможно получить кадастровый паспорт. Начинаем разбираться и выясняем, что женщина, сочинившая гневное обращение к руководству республики, даже не обращалась за нашими услугами. На вопрос: “Почему же вы пишете неправду?” – был ответ: “Я узнала об этом в отделе №21 БТИ по городу Казани”. Что тут сказать?

Я могу утверждать, что пока еще ни одна из жалоб не имела под собой оснований, хотя каждая рассматривается очень тщательно. Поскольку связь с гражданами в нашем учреждении очень тесная (за неделю на приеме у меня и моих заместителей бывает более двадцати человек), мне сразу становятся известны все слабые места в нашей работе. Согласна, что сегодня самая большая беда – затягивание сроков изготовления документов. Однако нет причин говорить о том, что виной тому наше учреждение.

Объясню на примере. На днях у меня на приеме была бабушка, жительница Казани, с жалобой на то, что более двух месяцев назад заключила с одним из структурных подразделений БТИ агентский договор и сдала необходимые документы, но до сих пор не получила ни технический, ни кадастровый паспорта. В БТИ на справедливые возмущения женщина получала один ответ: документы уже два месяца в кадастровой палате, и сколько они там еще пробудут – неизвестно.

Я решила узнать дату обращения к нам со стороны отделения БТИ, лично позвонила несколько раз по указанному в договоре телефону. Не дозвонилась. Позвонила в вышестоящий орган – республиканское Бюро технической инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ. Попросила найти номер и дату заявления, с которым БТИ обратилось в кадастровую палату за кадастровым паспортом. Затем от руководителя структурного подразделения получила информацию о том, что орган технической инвентаризации с заявлением в кадастровую палату даже не обращался…

Думаю, что комментарии излишни. Ситуация типичная. Конечно, заявительница обрадовалась, что наконец-то нашла концы своей проблемы и теперь ее вопрос под контролем руководства обеих организаций. Нередки случаи, когда к нам обращаются и юридические лица с претензиями к срокам изготовления кадастрового паспорта. Начинаем выяснять – такая же ситуация: либо сотрудники ОТИ не обращались к нам вообще, либо несколько раз получали решение об отказе в осуществлении кадастровых процедур по причине некачественно изготовленного ими технического паспорта.

– Расскажите подробнее о причинах многочисленных отказов во внесении сведений в кадастр, ведь это существенно затягивает сроки оформления документов.

– Действительно, по обращениям за получением кадастрового паспорта на объект недвижимости органом кадастрового учета часто принимается решение об отказе.
Причем в 80 процентах случаев происходит это по причине некорректно составленных технических паспортов, несоответствия их по форме и содержанию законодательству. Вносить в базу данных и в кадастровый паспорт противоречивые сведения мы не имеем права. Часто органом технического учета сдаются технические паспорта по нескольку раз, а в это время заявитель терпеливо ждет… Сообщать о том, что кадастровый паспорт до сих пор не готов из-за неграмотных специалистов ОТИ, ему никто не спешит. Крайний всегда есть – Земельная кадастровая палата: это там задерживают документы, это там выносят неправомерные решения… Очень удобная позиция для посредника.

Бывали случаи, когда органы технической инвентаризации, заключая договор на оказание услуг, выдавали заявителям технический паспорт, а за кадастровым отправляли к нам. В нашей базе имеются сведения не самого лучшего качества, переданные нам ОТИ по состоянию на 1 января 2008 года. За это время информация могла измениться и устареть. Зная это, орган технической инвентаризации заранее обрекает заявителя на то, что он получит неактуальные сведения. Ведь мы, выдавая кадастровый паспорт, указываем дату проведения инвентаризации, а она, сами понимаете, могла быть проведена не один десяток лет назад. Часто заявитель, не зная всех тонкостей, получает сведения без учета изменений, приобретая впоследствии проблемы с регистрацией права собственности на объект…

– Как вы думаете, все эти неудобства исчезнут с окончанием переходного периода?

– Сложно сказать, ведь наша деятельность зависит во многом от субъективных факторов: позиции законодателя, несовершенства и частых доработок программного продукта, качества работ специалистов ОТИ. Не стоит забывать, что введение Единого государственного реестра объектов капитального строительства осуществляется в качестве пилотного проекта лишь в нескольких регионах России, то есть это совершенно новая сфера деятельности. И все-таки, учитывая, что с будущего года мы будем работать с заявителем без посредников, напрямую, надеюсь на установление с ним более позитивных отношений.

 

Лилия ФАТЫХОВА.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще