Эту маленькую девочку с большими грустными глазами я встретила в детском отделении Болгарской районной больницы. Она стояла, прислонившись к стенке, и внимательно разглядывала всех проходящих, словно искала среди них единственного родного человека – маму. Тут к девочке подошла женщина в белом халате:
– Что же ты тут стоишь, Кристиночка, пойдем в палату.
Малышка доверчиво протянула тете ручку и нетвердо затопала тоненькими ножками по больничному коридору.
Наблюдавший эту картину заведующий педиатрическим отделением больницы Александр Рознаковский лишь беспомощно развел руками. Оказывается, Кристина живет в больнице уже больше двух недель, потому что ее мама, которая ведет разгульный образ жизни, совершенно не заботилась о девочке, и врачи вынуждены были ее госпитализировать. Когда ребенка забрали у мамаши, она даже обрадовалась – меньше хлопот теперь будет. Женщина сразу же согласилась подписать документ о лишении ее родительских прав.
Какая судьба ждет теперь девочку? Скорее всего, она отправится в детдом, в лучшем случае – попадет в приемную семью. Александр Рознаковский посетовал, что в последние годы в Болгарской больнице значительно увеличилось количество таких вот детей-сирот при живых родителях. Но что самое грустное, никто этому не удивляется, все словно привыкли к тому, что в случае чего переложить ответственность за воспитание детей можно на государство…
В детском приюте того же Спасского района воспитатели рассказали о маленьком ребенке, которого родители забыли в лесу. Взрослые хорошо погуляли веселой компанией, потом сели в машину и уехали, а малыш остался. Испуганного и плачущего, его обнаружил на следующий день, объезжая свое хозяйство, председатель сельского поселения и отвез ребенка в приют.
А вот история пятилетней Ренаты, о которой рассказала директор ГБУ “Социальный приют для детей и подростков “Шатлык” Пестречинского района Резеда Халилова. Из Высокой Горы поступил сигнал от соседей о жестоком обращении с ребенком. Специалисты приюта выехали на место и были буквально потрясены увиденным. В неприбранном доме среди пьяных мужчин бродила грязная, со следами побоев на теле абсолютно голая девочка, мать которой в это время беспробудно спала где-то в чулане… Ребенка тут же забрали в приют. Она до сих пор часто плачет, уткнувшись в подол воспитательницы или нянечки, и просит не отдавать ее маме. Когда та со своими шумными друзьями приехала в приют, Рената спряталась и отказалась выходить.
Еще одна девчушка из “Шатлыка” по имени Лера в приюте уже год, в прошлом сентябре пошла в первый класс. Провожали ее в школу работники соцучреждения, маму девочки и ее бабушку совершенно не интересовала судьба Леры. Такое отношение близких людей заставило соцработников забрать ребенка в приют.
В настоящее время в “Шатлыке”, который работает в Пестрецах уже пять лет, проживают 40 детей от 3 до 18 лет. Многие из них только здесь узнали, что такое зубная щетка и другие предметы личной гигиены, научились умываться и причесываться.
В приюте уютно, много игрушек, книжек, есть все условия для спокойной жизни. Но как же не хватает этим обездоленным малышам настоящей семьи!
– Мы в первую очередь пытаемся вернуть ребенка в родную семью, – рассказывает Резеда Халилова. – Ведь какой бы нерадивой ни была мама, она всегда для детей остается мамой. И попадая сюда, они все равно ждут свою родную и единственную. Как же родители жестоки порой по отношению к своим детям! Но бывает и наоборот, когда чужая женщина, взявшая на воспитание ребенка, становится для него близкой и родной. Детдом, на мой взгляд, это крайний выход, и я только приветствую то, что в последнее время обездоленные дети все чаще отправляются не в казенное учреждение, а в приемную семью. В нашем Пестречинском районе сегодня в 18 таких семьях воспитываются 27 детей.
Кто в селе Шали не знает Мухаметгалиевых? Стоит только назвать их фамилию, как у людей на лицах сразу улыбки появляются. Супруги Миляуша и Мансур, порядочные и работящие, вырастили двоих собственных детей, которые уже давно оперились и покинули родительское гнездо. А Мухаметгалиевы, наглядевшись на мытарства детей-сирот, решили сделать доброе дело и усыновить ребенка – благо все условия для этого у них есть. Поехали за одним, а привезли троих…
– Ну разве можно разделять родных братишек и сестренку? – с волнением в голосе говорит глава семьи Мухаметгалиевых. – Поэтому мы и привезли их всех в наш дом три года назад. Сейчас девочке 9 лет, мальчикам 7 и 5.
Не стали разлучать брата и сестру, взяв обоих в приемную семью, и супруги Скорняковы из Пестрецов.
А чета Шиваловских переехала жить в райцентр из Казани. Замечательная, трудолюбивая семья, только одна беда – не дал бог своих детей. Но она оказалась поправимой – супруги удочерили сначала девочку, а потом пятилетнего мальчика.
Звонкий детских смех всегда доносится из дома коренных пестречинцев Андрея и Галины Мишухиных. У них пятеро своих детей, но супруги решили помочь найти свое место в жизни и обездоленным детям. Так в этой многодетной семье появились еще двое ребятишек, родители которых были лишены родительских прав. В прошлом году Галина ездила в Казань на встречу с Президентом РТ как победительница районного конкурса “Женщина-мать”.
Все эти примеры – свидетельство тому, что наше общество серьезно больно и нуждается в экстренном лечении. Однако уже есть первые признаки выздоровления – это именно те семьи, которые способны дарить свое душевное тепло и заботу не только родным детям, но и малышам, с которыми судьба поступила не по-детски жестоко.
Зарина МИРГАЗИЗОВА.