Звон плывет, плывет над всей землею…

Уже ставший традиционным, этот праздник проходил обычно в самом начале лета, нынче же его решено было передвинуть на последние дни июля, и на то у алексеевцев были веские причины.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Уже ставший традиционным, этот праздник проходил обычно в самом начале лета, нынче же его решено было передвинуть на последние дни июля, и на то у алексеевцев были веские причины. Дело в том, что ровно триста лет назад (29 июля по современному стилю и 15­го – по старому) в селе была заложена первая, тогда еще деревянная церковь – вероятно, тогдашний владелец села Петр Апраксин посчитал, что храм, заложенный в День крещения Руси, ждет счастливое будущее.

И не ошибся – много испытаний перенес Воскресенский храм, но и пожары прошлых веков, и годы духовного безвременья века ушедшего оказались бессильными перед этим символом истинной веры. И пусть на новом месте, но краше прежнего, сияют сегодня золоченые купола алексеевского храма, и еще благозвучнее голоса двенадцати колоколов его чудной звонницы.

Так что сразу три замечательных праздника отмечали в этот день алексеевцы и многочисленные гости, собравшиеся на площади перед храмом. А желающих послушать небесную музыку колоколов в исполнении лучших звонарей России оказалось немало – уже к десяти часам утра здесь просто яблоку негде было упасть.

Фестиваль быстро перешагнул границы нашей республики – задуманный поначалу как праздник села, он уже на второй год принял гостей из нескольких городов России и даже из далекой украинской Диканьки, воспетой Гоголем. И с каждым годом поток гостей стремительно нарастал. Нынче, допустим, принять участие в этом действе пожелали лучшие звонари, взрослые и детские фольклорные коллективы и авторы­исполнители из городов Татарстана, Белоруссии, из Москвы и Санкт­Петербурга. А еще из Волгоградской, Челябинской, Орловской и Нижегородской областей, с Урала и из Ставропольского края, из Самары и Ярославля, Екатеринбурга и Ростова Великого – всех и не перечислишь!

То тревожным набатом, то торжественным благовестом, то радостным, переливчатым перезвоном звучали колокола звонницы в волшебных руках истинных мастеров. Однако, как мудро заметил митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, приехавший в тот день в Алексеевское, люди стремятся сюда не только для того, чтобы услышать волшебные колокольные симфонии. Не менее важно для них и общение с хорошими, красивыми людьми. «Здесь, на камской земле, испокон веку бок о бок мирно, по­соседски существовали две самые крупные конфессии – православие и мусульманство, сюда приходили миссионеры из Константинополя, и здесь же был принят ислам, – подчеркнул он. – Наша жизнь – мгновение вечности, и что мы смогли сделать за это мгновение? Я желаю, чтобы каждый из нас посвятил это мгновение укреплению добра, чтобы в сердцах наших жили мир, согласие, чтобы главной для всех нас была заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя». И неважно, русский он или татарин, чуваш или мордвин, христианин или мусульманин, или приверженец другой религии. Ибо если в душе твоей нет любви к ближнему, в ней нет Бога…»

Светски, но очень в унисон словам главы православной церкви Татарстана прозвучали и слова Президента Рустама Минниханова: «Считаю, что этот фестиваль важен для Татарстана, ведь наша республика – яркий пример того, как на одной территории могут в мире и согласии уживаться представители множества национальностей разного вероисповедания. И этот праздник подчеркивает наше единство – и православные, и мусульмане собрались сегодня на этой площади. Пусть так будет всегда!»

И вправду, пока мы общались с местной жительницей Людмилой Борисовной, которая поведала нам, что бывала на всех десяти фестивалях – поначалу одна, а теперь – с внуками («Это еще и познавательный праздник, посмотрите, как интересно детям. Нам впечатлений хватает на целый год!»), к нам подошла еще одна женщина, представившаяся Рамзией Рафиковой. «Мы из Казани, – сказала она. – В прошлом году побывали на фестивале колокольных звонов и просто влюбились в этот праздник. По­моему, красота не имеет религии, если она истинная, трогает душу независимо от вероисповедания».

Что ж, лучше и не скажешь.

А после выступления мастеров колокольного звона на площади развернулось гулянье – настоящее, красивое, народное: с песнями под гармошку, с плясками. Никого не оставила равнодушным залихватская «Барыня» в исполнении танцоров казачьего ансамбля из Камышина. И неправда, что современной молодежи чужды песни бабушек и дедушек. То ли генетическая память сказывается, то ли все­таки поют они втайне от взрослых эти песни, но запев алексеевского ансамбля «Русская песня» мгновенно подхватывали десятки молодых голосов. 

…Развернувшееся действо будто возвращает всех в те времена: румяные девушки в кокошниках и роскошных сарафанах, степенные парни в косоворотках и плисовых штанах, совсем «по­тогдашнему» зазывают покупателей торговцы леденцовыми петушками на палочках и красивой посудой из глины и бересты… На расписных деревянных качелях качается детвора, на скамеечке у ограды храма уселись нарядные старушки, мимо чинно шествует  православный батюшка в рясе и с наперсным крестом… А чуть в стороне – сюжет вполне современный: бравый казак в синих шароварах с красными лампасами и фуражке с лаковым околышем… беседует с кем­то по мобильному телефону, возле него – юный отпрыск в таком же казачьем обмундировании. Кто его знает, как все эти картинки увязываются в единую – красивую и совершенно гармоничную, но ведь увязываются!

И плывет над всем этим весельем колокольный звон – то тягучий, глубокий, то веселый, почти залихватский. Но одинаково обещающий мир и благоденствие нашей многонациональной, дружной семье под названием Татарстан.

 

новое в старом

…Стены разрушенной старой церкви еще хранят тайны истории, намоленные камни помнят слезы и радости канувших в Лету. И аккурат посередине крепких, скрепленных раствором на яичных белках кирпичных стен, как в коконе, уютно расположилась небольшая часовенка. Пожалуй, нигде в России нет такой изюминки. А ведь именно здесь триста лет назад была построена деревянная церковь во имя Живоноснаго Воскресения. После пожара она была воссоздана из кирпича, впоследствии ее заменил белокаменный храм. Он был разрушен в советские годы, остались лишь крепкие, не подвластные людям и времени стены. А новая часовенка, возведенная стараниями администрации района и людей неравнодушных, напоминает всем, что истинная вера, несущая добро, бессмертна. И не будет конца жизни на земле, пока живы в сердцах людей любовь и желание сделать счастливым этот мир.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще