Необычная выставка открылась на днях в новом визит-центре Волжско-Камского заповедника в Раифе. Первое ощущение от экспозиции – словно попадаешь в магазин со всякой всячиной. Чего тут только нет: футболки, свитера, брюки, изящные дамские сумочки, перчатки, кошельки, щетки, подставки для карандашей, шлепанцы, канцелярские папки…
Спросите, что же тут необычного? Дело в том, что вся эта продукция изготовлена из использованной упаковки, тех же пластиковых бутылок. Они буквально заполонили мир меньше чем за сорок лет, после того как американец Нафаниэль Уайет запатентовал свое изобретение – прочные и легкие бутылки из полиэтилентерефталата.
С одной стороны, пластиковая упаковка чрезвычайно удобна, не зря она довольно быстро вытеснила с рынка всю остальную, в первую очередь стеклянную тару. Но и хлопот с ПЭТ-тарой много, она ведь очень капризна при утилизации. Сжигать пластиковые отходы небезопасно – они плавятся, выделяя большое количество вредных веществ. Закапывать их в землю тоже бесполезно – не гниют. Вот ученые и придумали вторично использовать эти отходы. Оказывается, из них можно получить массу полезных вещей.
…Вот от этого мягкого и пушистого пледа я бы сама не отказалась. Очень уютно будет с ним прохладным вечером на даче. Простенькие шлепанцы так удобны, что век бы их носила, так же, как и футболку с ярким символом. А элегантную дамскую сумочку (кто бы мог подумать, что исходным сырьем для ее изготовления послужили отходы металлических баночек из-под напитков) не стыдно и в театр прихватить.
Вместе с руководителем отдела экологического просвещения Волжско-Камского заповедника Евгением Прохоровым мы ходили по визит-центру, где разместилась выставка “Вторая жизнь упаковки”, организованная по инициативе компании “Кока-кола”. Ее представители привезли в Татарстан экспонаты, изготовленные из вторичного сырья в США, Бразилии, Японии, Австрии и многих других странах. В торжественной обстановке выставку открыл, отметив ее значимость, министр экологии и природных ресурсов РТ Аглям Садретдинов.
…Я не успевала восхищаться то одним, то другим экспонатом, мысленно примеряя их на себя или “пристраивая” в хозяйстве. Все очень достойно, не скажешь, что из отходов сделано, и к тому же недорого. Теперь, прежде чем бездумно выбросить на помойку, например, старые джинсы, подумаю. Ведь они могут стать сырьем для производства карандашей. Отслужившие своей век автомобильные шины превращаются в покрытия для стадионов и спортивных залов, велосипедные камеры – в удобную домашнюю обувь. Даже упаковку из-под зубной пасты можно пустить в дело и получить из нее подставку для ручек и фломастеров.
А если учесть, что переработка отходов способствует сохранению природных ресурсов, то ей и вовсе цены нет. Ведь при изготовлении продукции из вторсырья сокращается потребление металлов, нефти, природного газа. На пути от переработки бокситов до изготовления алюминиевой банки для газировки или пива энергии затрачивается в 20 раз больше, чем при производстве такой же тары из “вторичного” алюминия. Сокращая энергозатраты, человечество уменьшает загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха и воды.
Сегодня, в пору мирового финансово-экономического кризиса, переработка отходов помогает созданию и новых рабочих мест. Например, в штате Огайо (США), где проживает почти столько же народу, сколько в Москве, в сфере переработки вторсырья заняты 169 тысяч человек.
Россия в этом вопросе несколько отстала от остального мира, но за последние годы и у нас, в том числе в Татарстане, возросли объемы перерабатываемой ПЭТ-тары. Ее используют для производства нетканых материалов, которые идут в дело при строительстве автомобильных и железных дорог, газопроводов, при изготовлении линолеума, мебели, обуви. Из вторичного ПЭТ-сырья получается неплохая искусственная шерсть, которая, в свою очередь, применяется для изготовления свитеров и другой теплой одежды.
В Зеленодольском районе вот уже третий год действует предприятие по переработке ПЭТ-тары. Бутылочный полупродукт и очищенные хлопья (ПЭТ-флекс) используются при изготовлении кровельных материалов, упаковочного шпагата, покрытия для салонов автомобилей, текстильных, набивочных волокон. Подобные предприятия по переработке отходов имеются также в Альметьевске, Бавлах. Может, и еще где-то, только знают о них в республике немногие.
А надо бы не только знать, но и всем нам принимать активное участие в переработке вторичных отходов. На бытовом уровне это совсем не сложно. Взять, к примеру, раздельный сбор отходов. Ведь сколько выгоды мы получили бы, складывая в отдельную тару стекло, пластик, металл, бумагу, древесину. Во многих цивилизованных странах такая система давно налажена, люди воспринимают раздельный сбор отходов как само собой разумеющийся процесс. У нас же, увы, менталитет особый… В качестве эксперимента, как рассказал Евгений Прохоров, контейнеры для раздельного сбора отходов установили в поселке Залесном и ряде других мест. Но содержимое этих емкостей по-прежнему представляет собой обычную мусорную смесь, требующую сортировки. Выходит, наши люди “не доросли” даже до раздельного сбора мусора? Жаль, ведь такую экономию могли бы получить…
Еще один “экспонат” на выставке привлек мое внимание. Яркий терминал призывно поблескивал кнопочками, на которые так и хотелось нажать. Это сенсорный информационный киоск – программно-аппаратный комплекс, собранный на базе персонального компьютера, пояснил Евгений Прохоров. Функции у него разноплановые. Например, в библиотеке такой “киоск”, соединенный с электронной базой, позволяет студентам подбирать необходимые книги. А в визит-центре заповедника он выполняет роль экскурсовода. Вот я нажала кнопку “отходы” – и на экране высветилась вся информация о них в масштабах республики, можно и России. Хочу все знать о заповеднике? Пожалуйста – вот Раифский участок, вот Саралинский.
Нажимаю кнопку “Саралы” – есть там остров Орнитологический, есть Лысая Гора. Так они выглядят с вертолета, такая там растительность и живность. Можно звук включить и послушать, как “разговаривает” занесенный в Красную книгу РТ орлан-белохвост, как свистит крапивник и подают голоса серый журавль, цапля или глухарь…
Замечательная штука, что и говорить. Создавая полную иллюзию того, что ты находишься в лесу, “киоск” как бы напоминает: живая природа всегда будет для нас важнее самых искусных имитаций. Поэтому так важно сохранять ее, оберегая в том числе и от нашествия пластиковой тары.
Зарина МИРГАЗИЗОВА.