Пожалуй, никому не нужно объяснять, насколько важно состояние транспортной инфраструктуры во время проведения массовых мероприятий, к которым относятся международные спортивные соревнования столь высокого уровня, как Универсиада-2013. Можно выстроить великолепные спортивные сооружения, можно поразить всех гостеприимством, но если спортсмены или гости Татарстана застрянут в пробках, добираясь до тех самых великолепных спортсооружений… Представьте, какое у них будет настроение.
По данным специалистов, необходимый объем работ по радикальному улучшению транспортной системы Казани потребует строительства 270 километров дорог, 37 развязок, двух путепроводов и пяти автодорожных мостов.
Именно этой теме было посвящено совещание с участием Президента Минтимера Шаймиева, министра транспорта РФ Игоря Левитина, Премьер-министра Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина, которое состоялось в минувший вторник в Казанской ратуше.
По мнению Президента, открывшего совещание, успешному решению проблемы поможет опыт сотрудничества республики с Минтрансом РФ, полученный во время подготовки к 1000-летию Казани.
– Универсиада в Казани пройдет за год до Олимпиады в Сочи, и мы ставим перед собой задачу показать пример, как можно на хорошем уровне организовать Всемирные летние студенческие игры. Наша задача – провести Универсиаду блестяще, – подчеркнул Президент.
– В Казани нет проблем с выделением земельных участков, – отметил в свою очередь Игорь Левитин. – Как показал опыт Сочи и Владивостока, оформление земли занимает значительное время. У вас все проще, и в этом одно из преимуществ подготовки Универсиады.
Строить же действительно придется много. Так, по словам Ильсура Метшина, в Универсиаде примут участие предположительно 12 тысяч спортсменов из более чем 170 стран, да плюс полторы тысячи спортивных журналистов. Прибавьте к этому не менее ста тысяч туристов и болельщиков со всего мира, и вы представите масштабы предстоящего события. В то же время важно также сохранить рабочий ритм города.
К проектированию, реконструкции и строительству автотрасс предполагается привлечь питерский ЗАО “НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры”. Как сказала заместитель генерального директора этого предприятия Наталья Минина, по подсчетам специалистов, к 2013 году количество личного автотранспорта в городе достигнет полумиллиона автомашин.
Существующая улично-дорожная сеть с таким количеством транспорта, понятно, не справится. Необходимо строить новые развязки, путепроводы, мосты, развивать метро. Согласно программе развития дорожного комплекса в Казани планируется осуществить 180 мероприятий, и главные из них – развитие въездных магистралей и завершение объезда города по трассе М7, завершение строительства Большого казанского кольца, формирование магистралей непрерывного движения по западной и южной границе центральной планировочной зоны, магистралей непрерывного движения вдоль северного хода Транссибирской железнодорожной магистрали, строительство и реконструкция мостов через Казанку. По подсчетам специалистов, на эти цели до 2013 года потребуется 99 миллиардов рублей, а если учесть перспективу до 2020 года – 152 миллиарда. Зато после реализации столь масштабных проектов пропускная способность улично-дорожной сети Казани увеличится в семь раз. Сроки окупаемости вложенных средств, по подсчетам специалистов, должны составить менее двадцати лет, что по экономическим меркам считается неплохим результатом.
Не останутся без внимания и “въездные ворота” Казани – аэропорт и речной вокзал. Например, инвестиции в реконструкцию международного аэропорта “Казань” составят десять миллиардов рублей, и его мощности к Универсиаде увеличатся в пять раз – до пяти миллионов пассажиров в год. Реконструкция речного вокзала позволит принимать плавучие гостиницы, которые предполагается задействовать для размещения гостей и участников состязаний.
Для обновления парка пассажирского транспорта к 2013 году необходимо приобрести 800 городских и туристических автобусов, 250 троллейбусов, 150 трамваев. Предстоит построить 144 км новых троллейбусных линий и реконструировать около восьмидесяти километров трамвайных путей.
Увеличится нагрузка и на метрополитен. По словам мэра Казани, для завершения первой линии казанского метро требуется построить пять станций: одну – в направлении деревни Универсиады, четыре – в сторону Авиастроительного района на правом берегу Казанки.
Начальник Горьковской железной дороги Сергей Козырев обозначил в своем докладе два основных проекта, которые предполагается реализовать к Универсиаде, – развитие интермодальных перевозок между центром города и аэропортом и строительство Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра.
В результате реализации первого проекта от центра города до аэропорта можно будет добраться за 20-25 минут. Длина дороги, по которой смогут передвигаться рельсовые автобусы, составит 26 километров. На все про все потребуется около двух с половиной миллиардов рублей инвестиций, предполагаемый срок окупаемости – шесть лет.
Теперь о Свияжском логистическом центре. С одной стороны, его нельзя напрямую считать объектом Универсиады, однако его появление позволит ликвидировать многие передаточные и подъездные железнодорожные пути на территории Казани. Это будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе, а также выведению за его черту большого количества транспорта.
По окончании совещания меморандум о порядке проектирования объектов Свияжского ММЛЦ был подписан Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым и министром транспорта России Игорем Левитиным.
Напомним, что два дня пребывания российского министра транспорта на татарстанской земле оказались очень насыщенными. Рабочая поездка главы Минтранса РФ в Татарстан началась с посещения Набережных Челнов, где было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между КамАЗом и ОАО “Государственная транспортная лизинговая компания”.
Игорь Левитин изучил также транспортную инфраструктуру строящегося нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске.
Высокой оценки российского министра удостоились строящийся в республике и пока единственный в России завод по производству дорожных материалов, обеспечивающих долговечность дорожной “одежки”. Приятное впечатление на него произвело и судно, построенное недавно на Зеленодольском судостроительном предприятии. Игорь Левитин вместе со специалистами прокатился на нем и остался доволен ходовыми качествами. Он сказал, что в ближайшее время будет рассмотрена возможность размещения на татарстанском предприятии заказов по производству таких транспортных средств.
В разговоре с журналистами Игорь Левитин подчеркнул, что проведение Универсиады потребует беспрепятственного доступа к транспортной инфраструктуре, в развитие логистики будут инвестированы большие средства. Но все эти траты направлены не только на проведение одного, пусть даже весьма масштабного мероприятия – все созданные объекты будут востребованы и после проведения Игр. Важно, что казанцам останутся хорошие дороги, прекрасные спортивные объекты и обновленная городская инфраструктура.