Бюрократ под микроскопом

Бездушие, крючкотворство, бюрократический произвол – черты, отмеченные еще в работах Карла Маркса, в полной мере можно отнести и к современному феномену духовно-психологического порядка, именуемого бюрократизмом.

Автор статьи: Вера АРЯМНОВА

information_items_1347367298

Бездушие, крючкотворство, бюрократический произвол – черты, отмеченные еще в работах Карла Маркса, в полной мере можно отнести и к современному феномену духовно-психологического порядка, именуемого бюрократизмом. Общеизвестно, что бюрократическая организация формирует специфический тип личности, психологическими и моральными чертами которой являются конформизм, ориентация на формальное выполнение обязанностей. Как толкует Философская энциклопедия, “бюрократия – господство канцелярии”. Но хотелось бы указать на разницу понятий “бюрократизм” и “бюрократия, бюрократы”…

Бюрократы нужны, без бюрократии будут падать самолеты и опаздывать поезда, травиться некачественной пищей люди и творить беспредел криминальные сообщества…

Особенно нужны крупные чиновники – умные, энергичные, озабоченные не только своекорыстными интересами. Они должны двигать развитие общества, экономики, государства, обладать отзывчивостью большей, чем клерки среднего и низшего звена, в коих, собственно, и гнездится это исчадие – бюрократизм.

Доходное место

По данным Росстата, накануне распада СССР в стране с 300-миллионным населением было около 600 тысяч госслужащих. А в 2007-м чиновников стало уже 1624 тысячи. Но население России составляет 140 миллионов, это меньше половины того, что было в СССР. Как писала в конце прошлого года “Комсомольская правда”, госслужащие зарабатывают в 2,5 раза больше обычных россиян: “В среднем российские чиновники получают почти 40 тысяч рублей в месяц. Такие данные приводит Росстат. Кстати, средняя месячная зарплата россиян чуть превышает 15 тысяч. А в сельском хозяйстве и того меньше – 6 тысяч рублей. Согласно опросам, большинство молодежи хотят работать чиновниками”.

Сегодня конкурс на факультет “Государственное и муниципальное управление” в любом вузе, хоть в столице, хоть в провинции, зашкаливает за 10-15 человек на место. Это цифры эпохи.

Почему растет масса, которая ничего не производит? Видимо, среда благотворная…

Российская бюрократия, какой она сложилась в XIX веке и какой описана классиками, особенно Салтыковым-Щедриным, Достоевским, – явление совершенно свинцовое. И оно довлеет над нами невероятно.

Из писем в газету: “Это явление распространено повсеместно. Я сегодня потратил пять часов только на то, чтобы взять одну бумажку в одном месте и отдать ее в другом. Интересно, что сами бюрократы, попадая в такие ситуации, на своих коллег начинают ругаться и все проклинать”.

“Две очереди, каждая по два часа, ребенок уже ошалел, я – зла, результата – ноль! Почему наша бюрократическая система позволяет себе так измываться над людьми, даже если они всего-навсего хотят заплатить деньги или съездить отдохнуть на море? Неужели это обязательно надо делать через тернии?”

Стереотип недоверия и неуважения к нашему чиновничеству постоянно находит подкрепление в практике общения рядовых граждан с государственной машиной. Исторические исследования показывают, что развитие отечественной бюрократии всегда было связано со служением власти, государственным органам, а не населяющему страну народу.

“Будьте добры, причешите мне уши…”

Держу пари, любой может поведать свою историю “хождения по мукам” в разные инстанции по разным надобностям и совершенно одинаково будет сетовать на бюрократизм и волокиту, возмущаться бездушным обращением, жаловаться на выматывающую сложность оформления того или иного документа, решения. Некоторые предпочитают забыть о законной выгоде, лишь бы не ходить по кабинетам, доказывая, что человек – не верблюд. Сама по себе эта вещь очевидная, но очевидность – как раз то, что “мастерами оформительских дел” во внимание не принимается. Так, моя знакомая вырастила сына без детского пособия, которое полагалось во времена оные всем матерям, имеющим несовершеннолетних детей. Деньги были небольшие, но кто из так называемых простых женщин по доброй воле пренебрег бы ими?

По причине пьянства супруга она с ребенком жила в квартире, а отец дитяти – в собственном доме. Брака не расторгали, и ребенок был прописан в доме отца. Ничего противозаконного – просто у семьи было два помещения для жилья. Однако при назначении пособия на ребенка инструкция требовала, чтобы сын был прописан на одной площади с матерью, иначе пособие следовало оформить на отца. У женщины имелись серьезные жизненные резоны оставить дела с пропиской в том состоянии, в котором они находились, а увеличивать доход мужа пособием означало бы спонсирование его пьянства. Ситуация несколько нестандартная, впрочем, не отменяющая наличия ребенка и его права на госпособие! Однако что-либо доказывать и добиваться в подобных ситуациях бесполезно. Потому что для чиновника инструкция – все, а вы – ничто. До тех, кто пишет инструкции, разлиновывая жизнь строгими прямыми линиями, за которые мы не должны заступать ни на полботинка, – далеко, а с мелких клерков взятки гладки. Женщина отступилась. Никто не задумался, что произошло. А что произошло? Обобрали ребенка…  Но бюрократическая машина, состоящая из живых людей, удовлетворилась тем, что инструкция не нарушена, а нарушение прав ребенка ее не интересовало.

Еще в позапрошлом веке академик Ключевский писал: “Государство пухло, народ хирел”. История повторяется. Вам скорее постригут уши, если они торчат не в ту сторону, которую предписывает инструкция, чем согласятся рассмотреть их положение в индивидуальном порядке и разрешить его. Считаться с многообразием людских положений не входит в разумение бюрократа.

Оно бы очень можно, да никак нельзя

Итак, первая задача чиновника – обеспечение соблюдения единых, общих для всех правил, что превращает эти правила в самоцель. Для бюрократов задачи государственные превращаются в задачи канцелярские. Всю сложность реальных дел они стремятся втиснуть в рамки стандартной ситуации и подогнать действительность под нее. Для понимания логики бюрократической машины важен закон Паркинсона, который гласит: бюрократическая организация стремится к расширению влияния, к саморазрастанию. При этом нет стремления к повышению ответственности за состояние дел. Максимум масштабов и сфер контроля при минимуме ответственности – вот бюрократический идеал.

Другое качество бюрократии – органический антидемократизм. Он возникает из монополии чиновника на компетентность, оставляющую за “простыми” людьми лишь роль просителей, ходатаев. Насколько “приятно” оказаться в такой роли, поведаю на примере своего последнего столкновения с бюрократическим произволом.

В Пенсионном фонде РФ по РТ мне оформили пенсию по возрасту и выдали пенсионную книжку с напутствием пойти в районное отделение Минсоцзащиты для получения транспортной карты и ЕДВ. Что это такое, объяснять излишне – все татарстанские пенсионеры имеют право на то и другое. Отсидев в очереди более двух часов, оказалась лицом к лицу с сотрудницей Министерства труда и социальной защиты. Посмотрев мои документы, она безапелляционно заявила, что не выдаст ни того, ни другого. Потому что из двух видов регистрации, существующих у нас в стране, – по месту жительства и по месту пребывания, я имела последнюю. По-простому в народе ее называют “временной пропиской”. По Конституции, любая из указанных форм регистрации не может быть основанием для ограничения прав человека, в данном случае, пенсионера… Но не тут-то было! Сотрудница сунула и тут же отняла у меня инструкцию, которой она руководствовалась. Возможно, сочиненную раньше, чем в стране отменили прописку… Но поговорить на эту тему не представлялось возможным. Сотрудница сердилась. Сердилась так, словно это я ей в чем-то отказывала, а не она мне: “Постоянная прописка у вас в Костроме, вот поезжайте туда и там получайте карту!” Касательно ежемесячной денежной выплаты сделала предположение, которое превзошло мои представления о здоровой фантазии: “Временно вы можете быть прописаны в нескольких городах одновременно! Откуда я знаю, может быть, вы ездите по разным городам и везде ЕДВ получаете!”

То, что девушка понятия не имеет о социальной значимости презумпции невиновности, полбеды. То, что она, по сути, говорит ни в чем неповинному человеку, что он мошенник, – переживем… А беда в том, что при этом сотрудница служит в министерстве, по идее, основанном на сострадании к людям, милосердии, на худой конец, хоть каком-то чувстве справедливости и здравого смысла. Здравый же смысл и справедливость диктуют: обнаружив несоответствие Основному закону страны и местной инструкции, обратиться к вышестоящим органам с просьбой о содействии человеку, попавшему в такую ситуацию. Конечно, тут мы упираемся в базовые нравственные ценности: такое отношение к делу возможно, если у человека душа еще не “переоборудована в служебное помещение” и заставляет его мыслить хоть сколько-нибудь гуманно… Данной сотруднице проще “отфутболить” просителя на бредовом основании. Вы представляете человека, который ездит по городам, оформляет временную регистрацию, что, как известно, стоит хороших денег, чтобы… получить ЕДВ в сумме 277 рублей? При этом человек регулярно публикуется в местной республиканской газете, имеет постоянное место работы, ежедневно пребывает на планерках… По мнению сотрудницы Минсоцзащиты, такое возможно. И это мнение торжествует. А я теряю деньги, на которые имею право. Но лучше терять, чем, отстаивая свое право, сталкиваться с серой и непробиваемой, как асфальт, силой, из века в век снижающей цену человека до ничтожной.

Сотрудница решила защищать от меня мои деньги в пользу государства до последней возможности: “Я оформлю вам ЕДВ и карту, если только будет приказ министра!”

Идти к министру у меня как-то не хватило энтузиазма.

Я волком бы выгрыз бюрократизм

В свете российской истории подобные ситуации – не новость. Еще крепкий самодержец Нико-лай I сетовал, что страной правит не он, а рядовой столоначальник… Остается констатировать, что российский социализм оказался бюрократической номенклатурой при сплошной милитаризации страны. При Сталине номенклатура превратилась в кровавую тиранию, а после снова вошла в свои привычные державные берега. Сегодня любой российский правитель мог бы посетовать на ее всесилие, как Николай I. Печально, братцы! Чиновники давно забыли, кто на кого работает. И безнаказанны – российский бюрократ наказания вообще не знает. При таком положении дел человек никогда не почувствует себя гражданином, личностью, чьи права и свободы составляют высшую ценность. А без этого куда мы продвинемся? Никуда – останемся в нашей “прекрасной” действительности или попадем в еще менее прекрасную.

А ведь можно найти механизмы народного контроля, то есть прописать условия, по которым можно отстранять от должности и даже привлекать к ответственности страдающих бюрократизмом. Я не оговорилась: страдающих. Ученые квалифицируют бюрократизм как пример искаженного сознания, свойственного также ворам, взяточникам, алкоголикам и наркоманам, террористам и религиозным фанатикам. Современный философ, психолог Игорь Кондрашин пишет: “Бюрократизм – когда у индивида гипертрофированы АФЦ*, ведающие “следованием инструкциям”, а атрофированы ансамбли АФЦ, ведающие целесообразностью, разумностью, чувством реальности, совестью, государственностью и т.д.”

Так вот, о лечении таких “больных”. Рискну предложить нечто веселенькое и легковнедряемое. Например, человек побывал на приеме у чиновника. На выходе из учреждения стоит автомат, навроде того, в какой мы отдаем деньги за мобильную связь. Посетитель вставляет купюру и ставит оценку клерку, который его принимал. Деньги идут в фонд поощрения чиновников, которые работают на людей. При низкой заработной плате среднего и низшего звена это важный фактор для того, чтобы они были не бездушны, не занимались волокитой, не отделывались формализмом и не творили произвола.

А что? Хороших чиновников не бывает? Бывают! Судьба недавно подарила мне встречу с этой удивительной редкостью.

Правильная контора

Пришла в Фонд обязательного медицинского страхования РТ с целью получить медполис сыну-школьнику. Контора как контора – столы, клерки. Честно говоря, думала, отказать здесь мне могут еще легче, чем в любом другом учреждении: мальчик на тот момент не имел регистрации в Казани. Но полис был необходим остро. И я его получила – не легко, а очень легко. Вопрос о регистрации, моей или ребенка, не встал вообще. Сотрудников Фонда ОМС интересовало, насколько срочно мне нужен документ, а на каких основаниях можно отказать – нет. Никаких инструкций раздраженно мне под нос не совали, а попросили контактные телефоны, чтобы позвонить сразу, как только документ будет оформлен. И ведь звонили! Несколько раз – на работу, на мобильный, пока не дозвонились: “Можете забрать полис”.

Выходит, есть отдельные учреждения, сориентированные на то, чтобы просто оказывать содействие людям! И уже не как частное лицо, а как обозреватель социальных проблем нашей газеты через некоторое время поинтересовалась причинами такой организации работы у заместителя директора Фонда ОМС Марины Мухаметзяновой.

– К нам приходят люди, уже столкнувшиеся с отказом при попытке получить медполис в страховых компаниях, где они выдаются. Помня о том, что люди в наши дни стали черствыми и с нашими посетителями уже обошлись бездушно, стараемся разговаривать очень аккуратно. Ведем разъяснительную работу, ведь они часто не задумываются, что с введением страховой медицины в 1993 году кто-то конкретно оплачивает мед-услуги каждому из нас, поэтому требуется некоторое время, чтобы оформить полис в нестандартной ситуации. Максимально стараемся сделать так, чтобы человек ушел от нас с полисом. У нас сложившаяся система, учитывающая разные жизненные ситуации, в которых могут оказаться люди, и мы знаем, как им помочь. Это просто наша работа.

Что тут скажешь? Здоровья и процветания тем, кто обеспечил эту “сложившуюся систему”. Ведь не сама по себе она возникла, как не само по себе возникло и извращенное, бюрократическое отношение к ходатаям и просителям, в роли которых на протяжении жизни приходится выступать каждому. Очевидно, “сверху” эта ситуация не исправится и навряд ли завтра-послезавтра установят в конторах упомянутые мною автоматы. Так, может быть, попробовать взяться за дело снизу? Силы наши невеликие, но, если мы не станем в одиночку пережевывать факты крючкотворства, формализма, произвола, хамства, а будем рассказывать о них на газетных полосах с указанием имен, фамилий, названий учреждений – в отдельных случаях, возможно, добьемся результата. Ведь, как известно, плетью обуха не перешибешь. Но капля камень точит.

Телефон автора 562-10-63. Звоните.


* аналитико-инициаторно-ассоциативные функциональные центры головного мозга

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще