В последние годы рождаемость в Татарстане стала увеличиваться, но растет и число бесплодных пар. Многие, у кого годами не получается стать родителями, теряют веру в положительный результат. Однако не все знают, что современная медицина готова к решению самых сложных проблем в области репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Например, благодаря усилиям сотрудников Центра планирования семьи и репродукции при РКБ многим татарстанским семьям удалось обзавестись долгожданными детьми.
С заботой друг о друге
Марсель и Гульнара живут вместе уже шесть лет. Они прекрасная семья, пример для многих родственников и друзей. Но мало кто знает, что эта на редкость гармоничная пара столкнулась со страшной бедой – бесплодием.
– В первый год семейной жизни мы не думали заводить ребенка, хотелось присмотреться друг к другу и уже потом планировать пополнение, – рассказывает Гульнара. – А когда у нас появилось желание стать родителями, судьба распорядилась по-своему. И вот уже четыре года все наши попытки обзавестись ребенком безуспешны. Обращались в разные медицинские учреждения, к всевозможным врачам, потратили кучу денег, но никаких результатов это не дало. В нашем случае причина отсутствия детей – во мне. Последние обследования показали, что единственная надежда – на ЭКО, экстракорпоральное оплодотворение. Я сильно переживаю по этому поводу. Муж старается меня поддержать, а я, соответственно, его. Так и живем, опираясь на любовь, заботу друг о друге и надежду на врачей, по чьим предписаниям проходим лечение.
…Жизнь женщины скучна и бессмысленна до тех пор, пока она не родит ребенка. Так говорят практически все представительницы прекрасного пола, страдающие бесплодием. Причинами тому, как утверждает заведующая центром Фирая Сабирова, – так называемый трубно-перитониальный фактор, связанный с непроходимостью маточных труб, со спайками, и эндокринное бесплодие, когда происходит нарушение функции яичников. Как правило, это следствие абортов и различных инфекций, передающихся половым путем. Среди других факторов – стрессы, плохая экология, неправильный образ жизни, вредные привычки и наследственные заболевания.
Одним из лучших средств в лечении бесплодия врачи считают ЭКО. Детей, рожденных при помощи такого метода, называют “пробирочными”, потому что процесс зачатия и формирования эмбриона происходит в пробирке, и только после этого его помещают в естественную среду.
Первые дни жизни эмбрион проводит в специальном инкубаторе. В маму будущего младенца внедряют только на третий день. Вся процедура проводится в специальной лаборатории и длится около двадцати минут. Эта процедура не травматична, так что по ее окончании женщина может самостоятельно отправиться домой. Врачи назначают пациентке лечение для поддержания беременности и, как правило, выдают больничный. По истечении двух-трех недель проводится тест на беременность.
Эффективность ЭКО составляет 30 процентов, что выше возможности зачатия естественным образом у здоровых супругов. Кроме того, метод увеличивает вероятность рождения двойни и даже тройни, так как женщине “пересаживают” не один, а два-три эмбриона. Многие пары не против появления в семье сразу двух малышей. Однако врачи считают многоплодную беременность осложнением ЭКО, потому что она имеет очень высокую степень риска и часто приводит к выкидышам и преждевременным родам. Но и эта проблема теперь решаема. Если риск вынашивания двух и особенно трех плодов слишком высок, супругам предлагается операция по удалению одного из них.
Миф о том, что после ЭКО возможность рождения больного ребенка выше, не имеет под собой никакой почвы. Более того, как показывает медицинская практика, дети, рожденные после переноса “размороженных” эмбрионов (существует методика замораживания и хранения “лишних” эмбрионов), появляются на свет даже с лучшими показателями здоровья… К тому же современные генетические технологии позволяют обследовать эмбрион и выявить грубые пороки его развития и наследственные хромосомные болезни, такие как болезнь Дауна и гемофилия, еще на начальном этапе и не переносить в организм женщины.
Не экономя на детях
В отличие от европейских стран, где государство берет на себя финансирование подобных операций, в России эта процедура платная. Ее стоимость – от ста тысяч рублей. В Татарстане ЭКО дешевле, чем в крупных российских центрах. Так, с 2004 года Правительство республики ежегодно выделяло деньги на компенсацию лечения методом ЭКО, и в результате реализации этой программы пролечено более 1500 супружеских пар, многие из которых, будучи бюджетниками, не в состоянии оплатить дорогостоящее лечение.
В декабре прошлого года на заседании Совета по благотворительной деятельности при Президенте РТ состоялось обсуждение проблем, связанных с нарушением репродуктивного здоровья. И вполне закономерным в конце Года семьи было принятие решения об увеличении финансирования помощи бездетным парам. В этом году за счет бюджета 400 супружеских пар смогут получить лечение бесплатно. “Это, безусловно, очень важное для нас решение, – говорит Фирая Сабирова, – тем более в современной экономической ситуации, когда для многих супружеских пар лечение без государственной поддержки просто невозможно. Жалко только, что “за бортом” остаются более 1000 супружеских пар, которые вынуждены с надеждой ждать следующего года”.
… За время работы республиканского Центра планирования семьи и репродукции после лечения методом экстракорпорального оплодотворения родилось почти пятьсот детей. К середине следующего года при содействии мэрии Казани и российско-финской медицинской компании “АВА-ПЕТЕР” в столице республики на улице Астрономической будет открыта уникальная клиника, соответствующая самым современным требованиям мировой репродуктивной медицины: с отделением репродукции и лабораторией ЭКО, женской консультацией, гинекологическим отделением, родильным домом и педиатрической службой.
На вопрос о целесообразности строительства центра в условиях мирового финансового кризиса Фирая Маратовна отвечает:
– С точки зрения пациентов данная тема даже не обсуждается, ответ очевиден. Как ни покажется странным, это выгодно и государству, для которого любое новое строительство в настоящее время очень затратно. А частный капитал вполне может вытянуть этот проект и предложить государству покупать медицинскую услугу, будь то лечение методом экстракорпорального оплодотворения или роды. Конечно, при условии, что услуга оказывается на современном уровне и качественно. Я уверена, что оснащение нового центра, квалификация специалистов, которых мы будем обучать, в том числе и за рубежом, позволит лечить наших пациентов в соответствии с самыми высокими европейскими стандартами.
Очевидная, но не осознанная беда
В Центре планирования и репродукции семьи нередко можно увидеть мужчин – как молодых, так и зрелого возраста. Проблема одна – бездетность. Далеко не всегда причиной оказывается женское бесплодие. Увы, иногда “корень зла” следует искать в мужчине. И, что печально, в мужчине молодом.
Никто из представителей сильной половины человечества почему-то не предполагает, что может оказаться бесплодным, и способность жить половой жизнью уверенно принимает за возможность стать отцом. В норме так и должно быть, но, по данным мировой статистики, 15 процентов вступивших в брак пар бесплодны. И почти в половине случаев в этой беде “виноваты” мужчины.
По словам андролога-уролога из Центра планирования семьи и репродукции при РКБ Радифа Вафина, мужское бесплодие возникает в результате разнообразных патологических процессов в организме. К ним относятся врожденные, генетические и эндокринные нарушения, некоторые оперативные вмешательства и травмы яичек, и даже лишний вес. Немалую роль здесь играют воспалительные и инфекционные заболевания, а также плохая экология, злоупотребление алкоголем, бесконтрольное употребление лекарств, увлечение анаболиками и наркотиками, стрессы.
Врач-репродуктолог казанской клиники Нуриевых Наиль Нуриев считает, что сегодня проблему бесплодия в нашей стране недооценивают, а она обостряется с каждым годом.
Все причины мужского бесплодия распределены в шестнадцать групп. И примерно в половине случаев врач не может докопаться до истинных причин, приведших к такому диагнозу. Еще совсем недавно мужской фактор был довольно-таки “гиблым” диагнозом, поскольку не было эффективных способов лечения. Сегодня ситуация другая: оплодотворение в пробирке обогнало по эффективности все остальные методы вместе взятые и является на сегодня медицинским стандартом. Но бывают и случаи, не поддающиеся лечению – там, где есть риск передачи по наследству тяжелых генетических заболеваний… Кстати, вопреки общепринятому мнению, связь простатита с бесплодием не доказана.
По словам вице-президента Российского общества акушеров-гинекологов, главного акушера-гинеколога Росздравнадзора по РТ Виктора Радзинского, проблема снижения способности молодых мужчин к оплодотворению сегодня остра как никогда. Имеет место уменьшение количества представителей сильной половины человечества, живущих половой жизнью (суммарно до 20 процентов). Кроме того, если учесть, что 76 процентов выпускников российских школ сегодня нездоровы, а заболеваемость новорожденных высока – 61 процент, поневоле задаешься вопросом: кто же в грядущем будет рожать здоровых детей? Как известно, из больного семечка не вырастет здоровое дерево. Естественно, трудно ожидать, что от больных родителей родится здоровый ребенок. И именно здесь возникает замкнутый круг: больные дети – больная молодежь – больные родители – больные дети.
Удивительно, но по сей день врач-андролог – весьма редкая специальность. В штате обычной поликлиники его, как правило, нет. Их можно найти только в специальных центрах, которых у нас в республике – единицы. По всей видимости, проблема мужского бесплодия еще не осознается обществом.
Начало положено…
Неспособность зачать и родить ребенка сегодня лежит в плоскости наиболее важных государственных проблем, так как находится в прямой зависимости от главной задачи государства – сохранения и приумножения генофонда нации. Ежегодно в России умирает на 700 тысяч человек больше, чем рождается. В то же время в стране насчитывается несколько миллионов бесплодных пар, которые мечтают о детях. Россия чем-то напоминает фруктовый сад, в котором деревья не прививают плодоносящей веткой, а дожидаются, пока они состарятся и засохнут.
По статистике, в прошлом году средняя заработная плата в республике составила более 17 тысяч рублей. Если умножить эту цифру на двенадцать, получится 204 тысячи рублей. Одна попытка ЭКО в республике стоит от 100 до120 тысяч рублей. Предварительное медицинское обследование включает в себя ряд дорогостоящих анализов, в том числе и генетических. Это еще 30-50 тысяч рублей. К тому же отдача первой же попытки невелика. Обычно для достижения результата нужно неоднократно повторять процедуру. Понятно, работникам бюджетной сферы, получающим скромную заработную плату, такие суммы не по карману. Единственным утешением может служить лишь то, что экстракорпоральное оплодотворение включено в список для получения социального налогового вычета.
Конечно, благо, что сегодняшняя власть пытается материально “убедить” российскую женщину родить второго ребенка, но у многих ведь проблемы и с рождением первого. Возможно, государство и не должно оплачивать все ЭКО. Но тем, у кого не хватает финансовых средств и кто действительно нуждается в подобных операциях, оно могло бы помочь и тем самым внести свой вклад в решение проблем бездетных семей и задачу повышения рождаемости.
…Марсель и Гульнара попали в число четырехсот пар, которые смогут в этом году в Центре планирования семьи и репродукции при РКБ провести лечение методом экстракорпорального оплодотворения бесплатно. “Очень надеемся, что у нас получится, – говорит Гульнара. – Мы долго к этому готовились, и для нас приятной неожиданностью стала новость, что сможем провести лечение, не заплатив за это ни копейки”.