Побывав на днях в Кукморе, корреспонденты “РТ” предложили жителям райцентра мысленно занять кресло главы района и с этой позиции поразмышлять о плюсах и минусах своей повседневной жизни.
Фаяз Расимов:
– Поскольку я родился и вырос в Кукморе, обо всех его достоинствах и недостатках знаю не понаслышке. Будь у меня возможность участвовать в руководстве районом, во-первых, приложил бы максимум усилий, чтобы сделать Кукмор более привлекательным для молодых специалистов. В плане получения высшего образования проблем нет, у нас хватает филиалов казанских вузов. Но их выпускники почему-то не рвутся работать на селе. Значит, не те условия. Понятно, что сегодня многое зависит от денег, но существуют же и другие стимулы. Допустим, те же социальные гарантии.
Известно, что на селе практически весь световой день необходимо работать, но что делать молодым людям вечером? У нас нет ни одного культурного или развлекательного заведения, куда парень мог бы пригласить девушку и приятно провести вечер.
Отказавшийся представиться житель Кукмора:
– Я думаю, о проблемах района пусть думают те, кто занимает руководящие посты – их ведь не зря туда поставили. В принципе, я доволен тем, что у нас делается. Кукмор года два назад был похож на одну большую стройку – возводили ледовый дворец, жилые дома по ипотеке, ремонтировали старые здания на улице Ленина, две школы построили, оснастили современным оборудованием больницу.
Визуально все радует, а что там происходит “за кулисами”, мне неинтересно. Я не так давно вышел на пенсию, служил в ракетных войсках, а сейчас моя забота – это внуки. Что же касается проблем… Знаете, актуальные почти для каждого района или города “моменты” появились не вчера, и они хорошо всем известны, вам, наверное, тоже. Взять те же детские сады, вернее их нехватку. В свое время, видимо, потребности в них не было, а сейчас нет возможности открывать новые.
Галина Бацаева:
– Я здесь не была сорок лет, жила в Кунакове, это Костром-ская область. Изменения, конечно, впечатляют – здесь построили, там достроили, кругом все новое. Кукмор не узнать. Но все-таки там лучше.
Цивилизованнее, что ли… Может, культурнее, теплее. Помню, музей здесь был, сейчас и его закрыли. Говорят, вроде его реставрируют, но что-то незаметно. Да и сами экспонаты надо бы обновить или заменить, а то там на полках то же самое, что и у меня в кладовке, – старые прялки, деревянные стиральные доски, чугунные утюги, самовары…
В молодые годы я работала на многих советских стройках, в том числе в Узбекистане. Так вот там мне сразу бросилось в глаза какое-то слепое землячество, у них это называли “рашидовщина”. Брат, сват, сосед, внучатый племянник – все стараются стягивать своих к себе, сажать на хорошие должности. Когда вернулась в Кукмор, к сожалению, увидела здесь то же самое. К примеру, есть руководители, которые десятилетиями сидят в своих кабинетах, а их предприятия не развиваются. Я бы все-таки смелее давала дорогу молодым.
Наталья Федорова, 25 лет:
– Моему сыну сейчас три годика, и остро встал вопрос устройства ребенка в детский сад. Ситуация у нас непростая, порой доходит до абсурда. Молодые женщины, еще будучи беременными, записываются в очередь, чтобы к тому времени, когда малыш родится и подрастет, можно было определить его в детсад. А иначе – не видать им места. Пока вот оставляю сына с бабушкой. Спасибо ей за это, нянчится с ним целый день, не жалуется. Но ведь и она не молодая, устает быстро, а за ребенком нужен глаз да глаз.
Дело не только в этом. Ребенку детский сад просто необходим: это и общение со сверстниками, и развивающие программы, и занятия со специалистами. Проблема масштабная, касается не только нас. Тем более руководством страны поставлена задача – рожать. А потом родителям что делать? Не у всех ведь есть бабушки и дедушки, готовые прийти на помощь… Вот была бы я главой – в первую очередь решила бы вопрос с местами в детский сад.
Райхана Хузина:
– Что бы я изменила в районе? Честно сказать, и не знаю. Сейчас-то я на заслуженном отдыхе, так что, можно сказать, не участвую в общественной жизни. С пенсией перебоев нет, компенсацию за коммунальные услуги получаю, здравоохранение у нас тоже налажено. Не знаю, как другие пенсионеры считают, но лично я никаких проблем не испытываю.
Я всю жизнь проработала на железнодорожной станции, и мне сейчас особенно приятно, что объемы выгрузки у нас с годами не сокращаются, а растут. Нравится, что продолжают валять наши знаменитые валенки. Когда я еще работала, помню, что их отправляли даже в Иран и Ирак. Зачем они там были нужны – до сих пор не пойму, ведь южные страны, климат совсем не такой, как у нас.
Ольга Николаевна, пенсионерка:
– Говорят, сейчас везде дороги строят, да только у нас в районе это не особо заметно. Как не было нормальных дорог в нашей деревне еще со времен моей юности, так и сейчас нет. Вы приезжайте к нам осенью, во время дождей, и попробуйте пробраться через эти огромные лужи и грязь! Тут уж никакие калоши не помогут. Дорогами, ведущими в глубинку, я бы занялась, если бы была руководителем района.