Так называемой “дачной амнистии” пошел уже третий год, и нынче с наступлением весны взоры горожан и сельчан вновь обратились к своей незаконной пока собственности.
Осмотрительные татарстанцы в начале действия закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества” заняли выжидательную позицию и оказались правы: за два года “утряслись” многие юридические и организационные вопросы, и “дачная амнистия” стала действительно недорогой и доступной. В частности, упростилась процедура сбора необходимых документов, до 15 дней сократился срок госрегистрации прав собственности, реально cтала действовать схема оформления права на земельный участок по системе одного окна “Регистрация-Кадастр”.
Если в начале “дачной амнистии” свои права на землю и постройки зарегистрировали лишь 5 634 татарстанца, то на следующий, 2007 год – уже почти 63 тысячи, в прошлом году – 108 489 человек. Сегодня наша республика вышла на второе место в России по количеству регистрационных действий.
Однако многие татарстанцы до сих пор не знают, с чего начать приватизацию своей земли и построек. Немало и таких, которые ждут, не снизятся ли в очередной раз затраты на оформление, или откладывают “бумажную волокиту” на потом, надеясь, что действие закона вновь продлят. За разъяснением ряда земельных вопросов мы обратились к главному регистратору республики – исполняющему обязанности руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по РТ Игорю Марченко.
– Игорь Александрович, известно, что закон, упрощающий порядок оформления прав граждан на недвижимое имущество, прекращает свое действие 1 января 2010 года. А есть ли вероятность, что этот срок будет продлен?
– Напомню, что под “дачную амнистию” подпадают земельные участки, предоставленные гражданам до 30 октября 2001 года. При этом не имеет значения, предоставлялся ли данный земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования либо просто для определенных целей – без указания права.
В нашей республике регистрация прав собственности на землю и имущество ведется довольно активно, однако мы считаем, что срок действия закона нужно продлить. В Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии мы направили письмо, в котором предложили продлить срок действия закона до 1 января 2013 года. Насколько я знаю, аналогичные предложения поступили в центр и из других регионов. Надеемся, что к нам прислушаются.
– Насколько пополнилась казна за счет приватизации земли?
– В прошлом году за счет уплаты государственной пошлины мы пополнили федеральный бюджет более чем на 420 миллионов рублей, а за счет платы за информационные и другие услуги – на 25 миллионов рублей.
– Расскажите, буквально пошагово, как приватизировать земельный участок?
– Для регистрации прав на земельный участок в Казани гражданину необходимо сначала получить техническую документацию. Это кадастровый паспорт – документ, содержащий технические характеристики земельного участка (кадастровый номер, площадь, местоположение и т.д.). Если раньше для получения этого документа необходимо было обращаться в Управление Роснедвижимости по РТ, то теперь во всех городах и районах Татарстана специалисты Управления Росрегистрации и Управления Роснедвижимости ведут совместный прием лиц, имеющих пакет документов, необходимых для государственной регистрации права на земельный участок, за исключением кадастрового паспорта.
В случае если сведения о земельном участке содержатся в государственном кадастре недвижимости и не заявлено об их изменении, можно подать одновременно запрос на предоставление сведений из кадастра (кадастровый паспорт) и заявление о государственной регистрации права на земельный участок. Затем следует собрать право-устанавливающие документы – государственный акт, постановление (распоряжение) одной из районных администраций Казани или решение сельсовета о предоставлении земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, мены, дарения и т.д. и выписку из похозяйственной книги (для земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства) или любые иные документы о предоставлении земельного участка. Эти документы нужно будет приложить к заявлению, которое можно заполнить непосредственно на месте. При этом следует захватить с собой квитанцию об оплате государственной пошлины и паспорт. Если заявление подает доверенное лицо – нотариально заверенную доверенность.
– Есть ли у какой-нибудь категории населения дополнительные льготы при оформлении земли в собственность?
– Дополнительные льготы малоимущим вправе предоставить региональные власти. В Татарстане пока такого решения нет.
– Можно ли оформить в собственность землю около многоквартирного дома?
– Нет, так как участок, на котором расположен многоквартирный дом, является общим имуществом жильцов. Законодательством не предусмотрена также передача в собственность части или доли такого земельного участка, даже если на то есть согласие жильцов дома.
– Как приватизировать арендованную землю?
– В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса РФ при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ. При этом собственники зданий, расположенных на земельном участке, имеют исключительное право на приватизацию данного земельного участка.
– Если нет никаких документов на землю, реально ли приватизировать садовый домик и участок в садовом обществе?
– Такая возможность предоставлена законом “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. Согласно статье 28 гражданин имеет право бесплатно приватизировать землю в случае, если его участок находится на территории садоводческого общества, созданного до вступления в силу указанного закона – то есть до апреля 1998 года. Основанием для регистрации земельного участка в этом случае является постановление исполкома или органа местного самоуправления. Гражданин должен подготовить описание местоположения своего земельного участка, подтвердить его в правлении садоводческого общества и приложить их к заявлению, которое подается в соответствующий исполнительный орган власти.
Что касается приватизации садовых домиков, то до конца года граждане могут их приватизировать в упрощенном порядке: необходимо представить правоустанавливающий документ на земельный участок и заполненную декларацию на объект недвижимости.
– Многие горожане – выходцы из деревень и сел – испугавшись кризиса, сегодня возвращаются на малую родину. Можно ли им купить землю в деревне и, если да, что для этого нужно?
– Землю купить в деревне можно, для этого необходимо оформить договор купли-продажи участка из земель сельхозназначения, находящегося в полной или долевой собственности физических или юридических лиц. Конечно, придется постараться, так как пакет документов для оформления договора купли-продажи достаточно большой. Нужны: заявление, квитанция об уплате госпошлины, паспорт или учредительные документы юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), документы, подтверждающие полномочия руководителя (это могут быть протокол об избрании, приказ о назначении на должность, контракт, определение суда о назначении конкурсного управляющего и др.), документы о постановке на учет юридического лица как налогоплательщика с указанием ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие у собственника вещных прав на земельный участок, договор купли-продажи земельного участка, акт приема-передачи земельного участка либо иной документ, подтверждающий передачу земельного участка арендатору, нотариально удостоверенная доверенность, если ведение дел поручено представителю, кадастровый паспорт объекта недвижимости, если он еще не представлялся, документ из органов технического учета зданий, строений, сооружений об отсутствии на участке каких-либо построек. С подробным перечнем документов можно ознакомиться на нашем сайте в разделе “Для граждан и организаций”.
– Многие казанцы имеют участки за пределами города, в других районах республики, и им крайне неудобно в будние дни ездить в районы оформлять документы. Можно ли отправлять документы по почте?
– Нет, этим следует заниматься лично или через доверенное лицо. Но мы пошли навстречу казанцам и облегчили им жизнь, создав в столице обособленные пункты приема документов на государственную регистрацию. Те, у кого есть незарегистрированная недвижимость в Лаишево или Лаишевском районе, могут подать документы на госрегистрацию ранее незарегистрированных прав по адресу: улица Ипподромная, 17. Записаться на подачу документов на регистрацию можно здесь же, на Ипподромной, либо по адресу: улица Авангардная, 74 (третий подъезд). Для тех, у кого есть недвижимость в Зеленодольске или Зеленодольском районе, пункт приема документов открыт на улице Адоратского, 29б, для “высокогорцев” – на Копылова, 2а, а также в Зареченском отделе на улице Гагарина, 103. Записаться можно по телефонам 533-25-33, 533-02-74, 533-02-76 (Лаишевский и Зеленодольский районы) и 533-25-25, 533-25-26, 533-25-27 (Высокогорский район).