…Они собрались в холле, празднично разодетые, в окружении своих друзей, участников фольклорного ансамбля “Яшь Ерякляр” села Конь, и в ожидании гостей из района пели песни. Когда мы вместе с начальником управления отдела соцзащиты Пестречинского района Эльгизой Файзуллиной и заведующей домом престарелых села Конь Василей Валиуллиной вошли в помещение, дружный хор исполнял веселую татарскую песню “Сандугач”. Мы тихонько присели в сторонке, заслушались.
– Знаете, как “сандугач” с татарского переводится? – тронул вдруг легонько за руку сидевший рядом в инвалидной коляске пожилой мужчина и тут же ответил: – “Соловей”… Эх, и песня хорошая, очень мне нравится.
Потом я узнала, что это Федор Степанович Савин, участник Великой Отечественной войны. Судьба его не баловала. На фронт попал в 1943 году и сразу в самое пекло – на Курскую дугу. И лишь через семь лет удалось вернуться домой, в родной Высокогорский район. Грудь фронтовика украшали орден Отечественной войны II степени, медаль “За отвагу” и другие награды. Были у Федора Степановича и семья, и дом, и работа. Между прочим, двадцать четыре года он проработал завхозом в Черемышевском доме престарелых. Не думал не гадал, что придется на старости лет в таком самому доживать – потерял всех близких родственников, ухаживать за стариком стало некому. И вот он в доме престарелых уже в качестве пациента, а не обслуживающего персонала. Правда, Федор Степанович на судьбу не ропщет – сыт, одет, медицинской помощью обеспечен, комната у него отдельная, двоюродные племянники из Казани старика раз в месяц навещают. Так что ему здесь нравится, по крайней мере, одиноким и заброшенным ветеран себя не чувствует.
Судьба каждого из жителей Конского дома престарелых (а их здесь 21 человек, средний возраст 76 лет) достойна сострадания. Взять хотя бы шестерых старожилок села Конь. Когда-то они были молоды и красивы, мечтали о семье, детях. Но война внесла коррективы в их планы – женихи погибли на фронте, девчонки остались одни. Девушки работали в колхозе не покладая рук, в одиночку управлялись с домашним хозяйством, год шел за годом, десятилетие за десятилетием. И вот они уже старушки беспомощные, а помощников нет – ни детей, ни внуков не нажили из-за этой проклятой войны. И переселились бабушки в дом престарелых – благо есть такой в их родном селе – на полное государственное обеспечение. Теперь вот живут как одна семья: ходят в местный магазин за конфетами к вечернему чаю, навещают знакомых, в теплое время года сидят на лавочках, дышат чистым деревенским воздухом, вспоминают дни былые.
Только в последние дни разговоры их все чаще носят тревожные оттенки. Многие при этом смахивают морщинистыми ладошками слезы с глаз… Дело в том, что их небольшой уютный дом, окруженный зеленью, к которому они так привыкли и считают родным, значится в разряде малокомплектных, и содержать такие сегодня вроде как неэкономично. Ходят слухи, что Конский дом престарелых вот-вот закроют, а всех его жителей рассортируют по крупным подобным заведениям. А уезжать в далекие и неведомые края никому не хочется…